После 2020 г. с вводом в эксплуатацию мощностей нефтепродуктопровода «Юг» сеть ОАО «РЖД» может потерять около 8,1 млн т. нефтепродуктов.

Всего при реализации намеченных в РФ проектов строительства трубопроводов с железнодорожного транспорта ожидается переключение более 20 млн т. нефтяных грузов, отметил руководитель отдела исследований транспортного машиностроения департамента исследований железнодорожного транспорта АНО «Институт проблем естественных монополий» Георгий Зобов в ходе международной конференции «Подвижной состав для химических грузов 2017», организованной Группой КРЕОН.

По его словам, в ближайшее время после ввода в эксплуатацию ряда нефте- и нефтепродуктопроводов в России железнодорожный транспорт потеряет не только часть существующей, но и перспективную грузовую базу. 

При этом будет пропорционально расти невостребованность специализированного парка. Например, на текущий момент только со станции Татьянка (Волгоград) отгружается 2,6 млн т. нефтепродуктов, для чего требуется 2232 вагона. По мнению эксперта, в долгосрочной перспективе для частичной компенсации уходящих объемов перевозок целесообразно развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах. Уже сегодня этот сегмент демонстрирует значительный рост.  

По данным ИПЕМ, за период с 2014 по 2016 год рынок танк-контейнеров показал рост на 30%. Однако в целом объем грузов, транспортируемых этим видом ПС, пока не превышает 3%. В 2016 г. парк танк-контейнеров, который насчитывает на сегодняшний день  8,5 тыс. ед., обеспечил перевозку по железной дороге 1,3 млн т.

«В целом, за счет высокой универсальности танк-контейнеры являются перспективным сегментом за счет гибкой логистики, не смотря на низкие эксплуатационные характеристики, относительно специализированного железнодорожного подвижного состава», - считает Г. Зобов.