Экспорт очищенного топлива из России может рухнуть до 15-месячного минимума из-за роста внутреннего спроса на автомобильное топливо, а также из-за превышения цены некоторых продуктов потолка, установленного странами Большой семерки. Как следствие, резкое снижение спроса на топливо повлияет на доходы бюджета России, пишет Bloomberg.
По данным Vortexa Ltd, Россия поставляла 2,24 миллиона баррелей нефтепродуктов в день в первые 20 дней августа, что на 14 процентов меньше, чем в июле. Это самый низкий показатель с мая 2022 года и примерно на 5 процентов ниже уровня прошлого года, когда Европа все еще была крупнейшим рынком для российского топлива.
Потоки нефтепродуктов также сократились в этом месяце, несмотря на повышение темпов переработки нефти в первой половине августа. Экспорт российской нефти Urals упал до самого низкого уровня с января 2023 года, в том числе, из-за обещанного сокращения добычи, пишет Прайм.
Ниже представлены данные по морскому экспорту топлива из западных и восточных портов России за период с 1 по 20 августа, согласно данным Vortexa, собранным агентством Bloomberg по состоянию на четверг.
Поставки дизельного топлива и газойля (на них приходится примерно 45 процентов российского экспорта нефти) упали до 1 миллиона баррелей в день. Это самый низкий уровень с мая 2023 года. Потоки в большинство регионов сократились — за исключением Африки, где сохранился экспорт в Ливию. Потоки бензина и компонентов смесей упали на 43 процента до 66 000 баррелей в день.
Экспорт нафты упал до 371 000 баррелей в день, что на 22 процента ниже уровня, наблюдавшегося в том же месяце прошлого года, при этом резко сократился объем грузов, направляющихся в Азию и на Ближний Восток. Поток реактивного топлива увеличился почти до 30 000 баррелей в день.
Потоки мазута, составляющие почти треть общего экспорта продукции, упали всего до 624 000 баррелей в день. Это самый низкий показатель с марта 2022 года, когда США — тогда крупнейший покупатель этой продукции — запретили импорт российской нефти после начала СВО.
Сокращение экспорта малоценной продукции, такой как мазут и нафта, лимит которой ограничен 45 долларами за баррель, "поднимает вопрос, могут ли российские игроки столкнуться с трудностями при поиске судов", говорит Дэвид Веч, главный экономист Vortexa. Россия также может "временно снизить приоритетность этого экспорта, как она сделала это в первые месяцы после начала военного конфликта", сказал он.