Япония заинтересована в совместных с Россией СПГ-проектах и проектах в нефтегазохимии. Но российскому бизнесу нужно тщательнее готовить свои бизнес-предложения для инвестирования. Такую оценку высказали участники форума «Россия-Япония: стратегия экономического сотрудничества», состоявшегося 17 апреля в Москве.

Значительная, если не преобладающая часть российских бизнес-проектов в нефтегазовом и других секторах, по мнению японских экспертов, нацелена на быстрое получение денежных средств от инвесторов. Хотя в этих проектах многие важные для инвесторов вопросы не проработаны. В частности, вопросы окупаемости капвложений и динамики спроса на продукцию или услуги.

Советник по Японии и странам Азиатско-Тихоокеанского региона Ассоциации индустриальных парков Ивао Охаси пояснил RCC: «В решении этих вопросов имеет смысл перенимать опыт Китая, а также стран региона, обладающих развитым нефтегазохимическим комплексом, например, Австралии, Малайзии, Брунея.

Насколько я знаю, новые российские СПГ-проекты в дальневосточном регионе пока «законсервированы». Но Япония заинтересована в долговременном взаимодействии с Россией по вопросам создания этих мощностей, в импорте российского СПГ и в развитии нефтепереработки в дальневосточном регионе. Для нашей стороны это важно и географически, поскольку расстояние перевозок СПГ,  нефти и нефтепродуктов с Дальнего Востока в Японию значительно меньше, в сравнении с поставками из Юго-Восточной Азии и, тем более, с Ближнего Востока.

На мой взгляд, целесообразно также развитие современных нефтеперерабатывающих мощностей в дальневосточных районах России, поскольку здесь пока действует считаное количество НПЗ. Причем, они расположены рядом (Хабаровский и Комсомольский НПЗ, - прим. ред.). Для обширной территории региона этого количества НПЗ в перспективе может оказаться недостаточно».

По мнению И. Охаси, требуется разработка совместных проектов и по развитию нефтегазохимии на Дальнем Востоке. Японская сторона могла бы поделиться технологиями изготовления нефтегазохимической продукции с высокими эксплуатационными и экологическими характеристиками, но не последнюю роль в сфере сотрудничества играет «геополитический климат».

Тем временем, в Забайкальском крае, как уточнил RCC участник форума, вице-премьер правительства региона Федор Луковцев, «вблизи пересечения железных дорог РФ и КНР представляется важным создание пункта приема-отправки СПГ и другой инфраструктуры, предназначенной для увеличения поставок газа в Китай. В плане развития газификации региона, предлагается в большем объеме использовать КПГ и СУГ. Эти проекты обсуждаются с профильными российскими компаниями.

Исследуются  варианты более тесной нефте- и газовой «связки» Забайкалья с северными, соседними районами приграничной китайской провинции Хэйлунцзян, где одна из основных отраслей - нефтяная. В эти проекты могут быть привлечены и японские инвестиции».

Доля этой провинции в добыче нефти в КНР достигает 25%. На крупнейшем  месторождении Дацин – эксплуатируется с 1960 года – добыто около 2,2 млрд тонн (за 1960-2014 гг.). По данным компании Petrochina, в 2014 году добыча здесь составила 40 млн тонн; в 2015 году она сократится на 1,5 млн т.