газпром

В следующем году будет снижен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газа. В пояснительной записке к проекту бюджета говориться, что падение нефтегазовых доходов в 2025 году относительно 2024 года в основном связано с изменением законодательства в части НДПИ на газ. Ожидается, что нефтегазовые доходы сократятся на 373 млрд рублей по сравнению с 2024 годом, с 11,309 трлн до 10,936 трлн рублей.

Ранее статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов сообщил, что в правительстве обсуждается отмена с 2025 года для "Газпрома" надбавки к НДПИ. Речь идет о ежемесячных дополнительных отчислениях в бюджет по этому налогу - 50 млрд рублей, которые ввели как выплаты за сверхдоходы компании на период с начала 2023 по конец 2025 года, отмечает РГ.

Решение о дополнительных выплатах принималось в 2022 году, когда биржевые цены на газ в Европе били рекорды, доходя до 3500 долл. за тысячу кубометров, и "Газпром" действительно получил сверхдоходы с поставок газа за границу. В дальнейшем газовые котировки в ЕС снизились до 350-450 долл. за тысячу кубометров. На этом уровне они находятся и сейчас. А экспорт трубного газа из России, которым имеет право заниматься только "Газпром", снизился с 205 млрд кубометров в 2021 году до 99,6 млрд кубометров в 2023 году. Причем поставки в страны Европы (не считая Турции), приносившие основной доход компании, упали приблизительно со 150 млрд кубометров до 30 млрд кубометров в прошлом году.

Неудивительно, что по итогам 2023 года "Газпром" получил чистый убыток 629,1 млрд рублей и отказался от выплаты дивидендов. Годом ранее компания получила 1,226 трлн рублей прибыли, но в конце 2022 года "Газпром" уже заплатил в бюджет почти равноценную сумму - 1,2 трлн рублей как налог за сверхприбыль.

Сейчас ни о каких сверхдоходах речи не идет. У компании есть огромные социальные обязательства по газификации и догазификации регионов, объединению газотранспортных систем (ГТС) Востока, соединения ГТС Запада и Востока, а также несколько проектов экспортных газопроводов и расширения мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ). Все это требует громадных инвестиций, которые сейчас можно получить, попросив у государства или привлекая со стороны. Идеальным вариантом стала бы монетизация запасов газа за счет роста экспорта, но нарастить поставки в Европу пока не представляется возможным по политическим причинам. Газопровод в Китай "Сила Сибири" уже в конце этого года выйдет на максимум мощности, а единственный до конца согласованный проект еще одного газопровода в Поднебесную " Дальневосточный маршрут" мощностью 10 млрд кубометров газа в год только предстоит реализовать.

Экспорт трубного газа из России снизился с 205 млрд кубометров в 2021 году до 99,6 млрд кубометров в 2023 году

Получить средства со стороны "Газпром" мог бы, договорившись о строительстве "Силы Сибири-2" мощностью до 50 млрд кубометров газа в год, но по этому проекту никак не получается заключить контракт с китайскими покупателями. По информации, появлявшейся в СМИ, основные разногласия вызывает цена газа для Китая.

Остается только государственная поддержка, но бюджет страны сейчас дефицитный. Поэтому вариант со снижением налоговой нагрузки для "Газпрома" кажется как маловероятным, так и единственным приемлемым.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, надбавка за сверхприбыль компании в 2023 году была избыточной мерой, несправедливым решением. Уже в прошлом году сверхприбыли от экспорта газа не было. Компания и так вкладывает значительные средства в реализацию крупных инвестиционных проектов и в социальную газификацию. Снижение налоговой нагрузки, а точнее, ее приведение в нормальный вид, позволит поддержать темп газификации и при этом не изымать средства из развития основного бизнеса, например, перерабатывающий комплекс в Усть-Луге, шельф Сахалина или интеграции ГТС на Востоке страны, а также ее объединения с Единой системой газоснабжения (ЕСГ) западной части РФ. И при этом не наращивать долговое бремя, считает эксперт.

Иное мнение у доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, который считает, что размер дополнительного НДПИ "Газпрома" четко определен - 50 млрд рублей в месяц, или 600 млрд рублей в год. По сути, это компенсация в пользу государства за то, что "Газпром" отказался от выплаты дивидендов по итогам 2022 года (государство является ведущим акционером компании, и значительная доля дивидендов идет в бюджет). То есть данная мера была направлена не на то, чтобы увеличить общую налоговую нагрузку, а на то, чтобы не допустить проседания доходов казны. Сам же концерн оставался, по сути, при своих.

Сейчас для "Газпрома" главная задача - выйти из минуса, считает Андрианов. И снижение налоговой нагрузки, скорее, мера для спасения имиджа компании, а не стимулирование каких-то дополнительных инвестиций с ее стороны. Для новых инвестиционных проектов, к примеру, газификации отдаленных регионов или сооружения "Силы Сибири-2", потребуются очень большие средства, превышающие сумму дополнительного НДПИ. К примеру, только стоимость строительства "Силы Сибири-2" оценивается разными экспертами в диапазоне от 8 до 15 млрд долл. (от 750 млрд до 1,1 трлн рублей).