топливобензин

Топливный кризис, разразившийся в России этой осенью, наверное, был самым серьезным за последние десять лет.

И дело не только в росте цен на бирже и в рознице, а в том, что правительству несколько недель не удавалось его остановить, несмотря на многочисленные совещания и предпринимаемые меры.

Сейчас буря вроде утихла и можно спокойно взглянуть на произошедшее со стороны, сравнив ситуацию в России, Европе, США, Азии, Африке, в крупнейших странах-импортерах и экспортерах нефти.

Автомобильное топливо дорожает сейчас почти везде. Для этого помимо локальных причин, индивидуальных для каждой страны, как, например, у нас отмена демпфера (механизма возврата нефтяникам части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок), были и глобальные причины.

Во-первых, это мировой рост цен на нефть и, что важно, все предпосылки для их дальнейшего повышения. С весны до середины лета 2023 г. котировки барреля большую часть времени находились на уровне ниже 80 долл. за баррель, а вот после начался постепенный, но неумолимый рост.

Причем многочисленные прогнозы говорили, что баррель пересечет до конца года отметку 100 долл. В большинстве стран мира цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) зависят в первую очередь от цены сырья, то есть нефти, передает РГ.

Вторая причина - это санкции ЕС и США против нефтяного экспорта России. Европа жила за счет переработки российской нефти и за счет импортируемого из нашей страны ДТ. Запрет их поставок привел к локальным дефицитам топлива. Избытка нефтеперерабатывающих мощностей в мире нет, то есть отказавшись от товара из одной страны, можно купить его в другой, но только если там его заместит товар из первой страны.

Причем в большинстве случаев такая многоходовочка ведет к увеличению цены. Хотя бы из-за роста стоимости доставки, ведь Россия-то находилась у Европы под боком, маршруты были налажены, а из той же Индии топливо приходится везти, пройдя часть Индийского океана и несколько внутренних морей. А поскольку Европа - очень большой потребитель нефти и нефтепродуктов, то рост цен здесь не мог не транслироваться на другие регионы.

Еще одна причина была в деятельности альянса ОПЕК+ с участием России, который совсем не захотел потворствовать Западному миру. Нефтедобывающие страны не стали наращивать добычу и экспорт нефти, наоборот, снизили производство и торговлю. И это абсолютно объяснимо: бюджеты этих стран зависят от поступления нефтяных доходов. Нефти на рынке не стало больше, а без нее производство топлива не увеличишь.

Результат, как говорится, вышел налицо. В Европе цены на ДТ с начала лета выросли на 11-15% (в некоторых странах, например, в Нидерландах, рост составил почти 30%), а на бензин - на 8-10% (в тех же Нидерландах - 17%). В добывающей нефть Норвегии бензин подорожал на 9%, а ДТ - на 17%. 

Отдельная история с США. Эта страна всегда славилась своими дешевыми энергоресурсами, а бензин здесь - национальное достояние, как у нас газ. Бензин подорожал на 8%, дизель (он, правда, мало здесь используется) - на 21%. Причем рост цен на ДТ чаще всего связывают с повышенным спросом на него в Европе. В азиатских странах ситуация схожая. В Китае бензин вырос в цене на 12%, а ДТ - на 13%, а в Южной Корее - на 14 и 23% соответственно.

Если сравнивать с нашими показателями, то они оказались ниже. На пике подъема по бензину рост цен составил - 9,9%, а по ДТ - 11,3%. Причем с этого момента цены уже немного просели, да и сама стоимость литра топлива у нас минимум в два раза ниже среднемировой.

Несколько слов можно сказать о наших партнерах по ОПЕК+. Выигрывает по сравнению с нами Саудовская Аравия - цены не росли, но здесь они фиксированные, добыча нефти - на уровне нашей страны, а население в четыре раза меньше. В более рыночной стране ОАЭ рост цен на бензин составил 17%, а на ДТ - 33%.