В условиях недостатка предложения из-за массовых ремонтов на НПЗ биржевая стоимость бензина возобновила рост и приблизилась к максимумам августа. При этом стоимость АИ-92 все еще находится в пределах, при которых нефтекомпании получают компенсации за сдерживание цен на топливо. Поскольку власти сдерживают розничные цены, увеличение стоимости топлива в оптовом звене оказывает сильное давление на маржу заправок. По оценкам аналитиков, розничная торговля топливом на АЗС по-прежнему приносит значительные убытки.

Биржевые цены на бензин постепенно возвращаются к августовским максимумам. Стоимость АИ-92 и АИ-95 на СПбМТСБ выросла 22 сентября на 0,6% и 0,7%, до 56,4 тыс. руб. и 59,8 тыс. руб. за тонну соответственно. В первой половине сентября топливо дешевело, однако на прошлой неделе тренд сменился на фоне увеличения мировых цен на нефть и ухода российских НПЗ на масштабные осенние ремонты. По данным ЦДУ ТЭК, с 8 по 14 сентября поставки бензина на внутренний рынок сократились на 6,5% по сравнению с предыдущей неделей.

В ближайшее время в ремонты выйдут большинство крупнейших НПЗ. По данным «Петромаркета», на прошлой неделе начались работы на Нижегородском, Ухтинском, Пермском НПЗ ЛУКОЙЛа, НПЗ Уфимской группы «Башнефти» (принадлежит «Роснефти»), Московском НПЗ «Газпром нефти». На этой неделе ожидается начало ремонтов на Омском заводе «Газпром нефти» и Сызранском НПЗ «Роснефти».

В Минэнерго подтвердили, что «на колебание биржевых цен оказывает влияние продолжающийся период ремонтов на нескольких НПЗ, а также начавшийся переход топливного рынка от летних сортов топлив к зимним». Однако риски появления дефицита товара на торгах полностью исключены, подчеркнули в министерстве.

Там отмечают, что продажи бензина бирже на начало недели составляли 19,8 тыс. тонн в сутки по АИ-92 и 10,8 тыс. тонн в сутки по АИ-95, что на 24% и 36% больше, чем в сентябре 2019 года. При этом объемы производства на НПЗ суммарно достигают 106 тыс. тонн в сутки и «находятся на уровне, обычном для начала сентября».

Биржевая цена на АИ-92 сейчас примерно на 2 тыс. руб. меньше августовских пиковых значений. Ее рост сдерживает в том числе наличие демпфера — компенсации, которую бюджет выплачивает нефтекомпаниям в случае, если цена топлива внутри РФ ниже, чем экспортной альтернативы. Чтобы не потерять демпфер, компании должны сдерживать рост цены на АИ-92 — если среднемесячная биржевая цена превысит 57,5 тыс. руб. за тонну, то демпфер за этот месяц обнулится.

Между тем в рознице цены на бензин растут гораздо медленнее, поскольку власти жестко стремятся не допустить их увеличения выше инфляции.

В Минэнерго подтвердили “Ъ”, что «розничные цены продолжат меняться темпами, близкими к уровню инфляции».

В результате работа АЗС становится убыточной, поскольку заправки не могут переложить растущие издержки в конечную цену топлива.

С начала года по 21 сентября средняя по стране оптовая цена на АИ-92 выросла на 13%, на АИ-95 — на 17%, рассказывает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». При этом средняя розничная стоимость обеих марок за тот же период выросла на 5% — до 45,8 руб. за литр АИ-92 и 49,3 руб. за литр для АИ-95.

По оценкам «Петромаркета», розничная торговля бензином по-прежнему убыточна: на 21 сентября заправки в среднем теряли 2,7 руб. за каждый проданный литр АИ-92 и 1,2 руб.— за литр АИ-95. По мнению Анны Лишневецкой, в целом за год прирост средней розничной цены на бензин, скорее всего, действительно не превысит уровня инфляции, а значит, она вырастет к концу года еще на 0,5–1 руб. за литр.