арктика

В правительстве планируют повысить инвестиционную привлекательность Арктики. Государственная финансовая поддержка обещана нескольким крупным проектам «с общим объемом инвестиций свыше 214 млрд руб.». Ранее, в рамках заключения на проект бюджета, Счетная палата указала на экологические риски реализации госпрограммы, посвященной Арктике. Сейчас, судя по всему, готовятся исключения из закона, предписывающего, что все проекты строящихся и реконструируемых объектов в Арктике должны проходить государственную экологическую экспертизу. Исключить предлагается как объекты социальной и транспортной инфраструктуры, так и буровые скважины.

Правительство утвердило перечень арктических инвестиционных проектов, которым будет оказываться государственная поддержка. Об этом сообщил в понедельник премьер Михаил Мишустин. По его словам, в их числе «несколько крупных проектов с общим объемом инвестиций свыше 214 млрд руб.».

На сайте правительства сообщается, что речь идет о «создании горно-металлургического комбината в Мурманской области, освоении Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре и открытии предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля (остров Южный)». В перечень также попали «специализированный глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений в порту Мурманска, завод для разведения лосося и форели (Мурманская область) и проект технического перевооружения порта Витино и Беломорской нефтебазы».

«Господдержка доступна компаниям, чьи инициативы соответствуют ряду условий: стоимость – не менее 300 млн руб.; покрытие субсидии в виде налоговых поступлений в срок до 10 лет; создание рабочих мест за счет запуска новых производств или модернизации уже существующих», – перечисляется в распоряжении. Компании «смогут рассчитывать на безвозвратную субсидию от государства в размере до 20% своих вложений». «Принятое решение повысит инвестиционную привлекательность Арктики», – добавили в правительстве.

«Относительно низкая конкуренция, необходимость привлечения крупного капитала при развитии проектов способствуют приходу в регион известных добывающих, транспортно-логистических компаний, запуску проектов в том числе с госфинансированием», – пояснил аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

Как говорит руководитель центра «Альпари» Александр Разуваев, Арктика – «последняя неосвоенная российская нефтегазовая провинция». «Проблема, правда, в том, что без налоговых льгот большинство месторождений рентабельно только при цене нефти от 100 долл. за баррель, – утверждает эксперт. – Для освоения месторождений нужны очень серьезные инвестиционные расходы».

Судя по инициативам, поступающим как от крупного бизнеса, так и от парламентариев, для инвестиционной привлекательности Арктики не хватает еще одного условия. В середине минувшей недели Минприроды поддержало замену недавно введенной обязательной пообъектной государственной экологической экспертизы добычных проектов в Арктике на другие процедуры и дополнительные меры по охране окружающей среды. Об этом, как передает ТАСС, заявил глава Минприроды Александр Козлов на совещании с крупными компаниями-недропользователями.

«С учетом предложений полагаю возможным исключить проектную документацию в отношении строительства и реконструкции буровых скважин в Арктике с учетом замены данного инструмента согласительным процедурами и реализацией дополнительных мер по охране окружающей среды», – сообщил министр.

В августе 2020 года вступил в силу закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ», который установил, что все проекты строящихся и реконструируемых объектов в Арктике должны проходить государственную экологическую экспертизу, передает НГ.

«Я понимаю, что вы зажаты сроками, определенными лицензиями на пользование недрами, сезонностью проведения работ. А обязательность экологической экспертизы потребует дополнительного времени – минимум четырех месяцев», – сказал Козлов недропользователям.

Могут быть и другие исключения. В минувший четверг группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, предлагающий отменить требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации объектов социальной и транспортной инфраструктуры, строящихся или реконструируемых в границах населенных пунктов, находящихся на территории Арктической зоны РФ. Перечень таких объектов установит правительство РФ.

«Принятие законопроекта положительно повлияет на ускорение строительства объектов инфраструктуры, необходимых для создания условий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны РФ», – считают авторы.

В конце минувшего года Счетная палата изучила государственные программы в рамках заключения на проект федерального бюджета на 2021–2023 годы. Анализируя госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ», Счетная палата отметила: цели, задачи и основные мероприятия проекта паспорта этой госпрограммы «не предусматривают мер по экологическому сопровождению деятельности, осуществляемой в Арктической зоне РФ, что в условиях фрагментарного правового регулирования потенциально может привести к росту количества объектов накопленного экологического вреда».

«Учитывая накопленный экологический ущерб и уязвимость природы Арктики, представляется целесообразным предусмотреть в госпрограмме механизмы обеспечения экологической устойчивости региона, в том числе посредством внедрения полноценной системы управления рисками, в первую очередь в сфере экологии и окружающей среды», – призывали аудиторы.