бензин

В России ускоряется рост цен на бензин почти во всех регионах страны. За последнюю неделю в большинстве регионов топливные цены подскочили на 20 коп. за литр. А где-то больше, чем на 0,3 руб. за литр. Росстат в среду сообщил, что с начала года цены на бензин выросли на 6,72%. Чиновники уверяют, что без демпферного механизма цены на бензин на внутреннем рынке были бы еще выше. Однако почти половина автозаправок (АЗС) не входит в вертикально интегрированные компании, которые имеют собственную добычу и переработку. И 30-процентный рост оптовых цен грозит этим независимым АЗС банкротством. Подорожание топлива неизбежно скажется на общем росте цен в стране.

По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, за неделю с 7 по 14 октября цены повышались во всех регионах страны. В большинстве регионов рост достигал 20 коп.

Наибольшее повышение цен на бензин зафиксировано в Костромской области, Ингушетии, Чечне, Забайкалье, Иркутской и Сахалинской областях – 30 коп. В Республике Тыва бензин за неделю подорожал на 33–39 коп.

В целом на прошлой неделе средняя цена Аи-92 увеличилась в России на 17 коп. – до 46,09 руб. за литр, Аи-95 – на 18 коп., до 49,56 руб. Средняя по стране цена за литр летнего дизтоплива за неделю подросла на 13 коп. и составила 50,36 руб.

Ускорение роста цен на бензин подтверждают и последние данные Росстата. За прошлую неделю средний рост цен увеличился до 0,33%, против 0,12% неделей ранее. В целом с начала года рост составил уже 6,72%. Потребительские цены с начала года увеличились уже почти на 6%, следует из данных ведомства Павла Малкова. Другими словами, бензиновые цены уже опережают среднюю инфляцию.

Московская топливная ассоциация в своем мониторинге сообщает о том, что рост цен на бензин и дизтопливо на столичных заправках продолжается три недели подряд. При этом за последние семь дней рост ускорился с 3–5 коп. до 15–21 коп. за литр. Средневзвешенная цена литра дизеля за неделю с 11 по 18 октября выросла на 15 коп. – до 50,31 руб., Аи-92 и Аи-95 подорожали на 17 коп. – до 46,27 и 51,23 соответственно, цена на Аи-100 выросла на 21 коп. – до 58,72 руб.

По данным исследовательской группы «Петромаркет», наибольший прирост стоимости был зафиксирован на заправках крупных, вертикально интегрированных компаний (ВИНК). В итоге к 15 октября розничные цены на автобензин Аи-92 и Аи-95 за год увеличились на 5,7 и 5,5% соответственно. Это повышение в целом сопоставимо с текущей оценкой Росстата инфляции за декабрь 2020 года – сентябрь 2021 года в 5,3%, сообщают исследователи.

Фактическое ускорение цен в стране уже привело к пересмотру прогнозов по уровню инфляции. Так, в Минэкономразвития теперь ожидают, что по итогам года инфляция в РФ составит 7,4% вместо ожидавшихся 5,8%. При этом подчеркивалось, что коррекция была сделана на фоне роста цен на плодоовощную продукцию. В свою очередь, министерство ожидает замедления годовой инфляции в РФ до таргета в 4% к концу 2022 года.

На данный момент стоимость топлива дорожает, опережая инфляцию, однако российские власти надеются, что по итогам года показатели сравняются. «Темпы роста цен на бензин по итогам года будут близкими к инфляции», – уверял на прошлой неделе замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

В конце сентября глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов прогнозировал, что цена бензина в рознице по итогам сентября-октября повысится на 25–30 коп. Как пояснял эксперт, причиной сохраняющегося роста является убыточность работы розницы, так как оптовые цены сейчас примерно равны розничным, что вызвано увеличением экспортных нетбэков. «Нетбэки – это специальные индексы, которые показывают, сколько должен стоить товар, чтобы производителю было безразлично, куда поставлять – на внутренний рынок или на экспорт. Чем выше нетбэк (то есть цена экспортного паритета), тем сильнее растут внутренние оптовые цены. На рост нетбэков влияют цены на нефтепродукты на мировых рынках, курс рубля, значение акцизов, экспортные пошлины и затраты на логистику и перевалку», – пояснял Баженов.

Он также добавил, что никаких факторов в пользу снижения биржевых цен на топливо не наблюдается, спрос остается высоким. Вместе с тем демпферный механизм, который применяет российское правительство, чтобы сдерживать цены на бензин, по его мнению, по большей части распространяется на крупнейшие нефтяные компании.

В Российском топливном союзе (РСТ) предупреждали чиновников о возможном обострении ценообразования на топливном рынке в 2022 году. В союзе, в частности, указывали, что к концу сентября оптовые цены относительно конца декабря 2020 года выросли на 27–30%, что в несколько раз превышает уровень инфляции. В результате «топливная розница» хронически несет убытки.

Ситуация может ухудшиться с 1 января 2022 года из-за повышения налога на бензин и дизтопливо, а также индикативной цены в расчете демпфера. Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты уменьшатся. «Увеличение налоговой нагрузки будет перенесено на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, также влияющего на рост оптовых цен», – прогнозируют в союзе, подчеркивая, что новации могут привести к банкротствам АЗС.

Вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что розничные цены на бензин были бы выше, если бы не действие демпфирующего механизма. «На сегодняшний день рублей на 10 цена была бы выше на заправках, если бы не работал демпфирующий механизм. Он позволяет нам иметь на заправках цены на уровне не выше инфляции, и это основная его заслуга», – рассказывал он в интервью BusinessFM.

При этом он соглашался, что у независимых заправщиков ситуация хуже, чем у ВИНК, обладающих собственными нефтеперерабатывающими заводами и собственной добычей. «Независимые компании вынуждены покупать на бирже по тем ценам, которые складываются на бирже», – говорил чиновник. По его словам, из 25 тыс. заправок в России около 10 тыс. представлены независимыми компаниями. При этом, судя по анализу экспертов, именно у ВИНК цены на топливо растут быстрее.

Напомним, в РФ действует демпфирующий механизм. Благодаря ему производители топлива получают повышенные выплаты для сдерживания цен на внутреннем рынке. Так, если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, государство компенсирует часть этой разницы нефтяникам, чтобы они не повышали цены в России. Если же российские цены оказываются выше экспортных, нефтяные компании передают в государственный бюджет часть средств от сверхприбыли от внутренних продаж. Однако несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках летом росли со скоростью около 1% в неделю.

Увеличение стоимости топлива неоднократно влияет на рост цен в магазинах на разных стадиях, обращают внимание эксперты «НГ». «На этапе выращивания и сбора урожая, в момент доставки продукции на предприятия переработки, в логистических цепочках от производства и дистрибьюторов в магазины. То есть стоимость бензина и топлива – это ощутимая часть затрат сельхозпроизводителей, обрабатывающей промышленности, ретейла», – отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«От цен на топливо зависит конечная стоимость продукции, которую необходимо сначала произвести, затем отгрузить на склады или точки продаж, а затем опционально доставить заказчику. Для этого необходим транспорт: самолет, поезд, грузовик или автомобиль. Все они нуждаются в топливе, и в подавляющем количестве случаев это будут нефтепродукты», – подтверждает директор по коммуникациям компании АВТОDOM Анна Уткина. Рост цен на товары также негативно влияет на рынок услуг. 

«Компании нуждаются в товарном обеспечении, на которое придется выделять больше средств, чем раньше, а значит, для достижения рентабельности придется индексировать прайс-листы», – продолжает она.

Аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева считает, что рост стоимости топлива самостоятельно не ведет к значительному росту индекса цен. «Индекс потребительских цен – это композитный индекс, в структуре которого моторное топливо занимает 4,4%, а бензин – 4,2%. При этом доля продовольственных товаров в общем индексе занимает 38,1%, непродовольственных товаров – 35%, а услуг – 26,8%», – указывает она. 

По мнению эксперта, действующий демпферный механизм все-таки помогает избегать более взрывного роста цен на топливо. «Демпфирующие надбавки хорошо работали для рынка бензина, не давая расти ценам, так как нефтяники не желают терять государственную поддержку. Если цены на АИ-92 вырастут выше 57,5 тыс. руб./т для европейской части России, то демпфер и для бензина, и для дизтоплива автоматически не будет выплачен», – сообщает Оксана Лукичева. Однако росту цен на топливо способствует рост спроса и снижение переработки внутри России. «Это создает диспаритет цен на крупнооптовом и розничном рынке топлива и ограничивает предложение на бирже», – отмечает эксперт. 

«Нефтяные компании при индексации цен ориентируются на прогнозируемую инфляцию, так как повышать тарифы по фактическим показателям будет не совсем рационально – это угрожает денежными потерями. Отсюда получается, что производители получают доплату и повышают цены, однако без первого стоимость литра бензина или дизеля выросла бы еще сильнее», – говорит Уткина. 

Механизм топливного демпфера настроен так, чтобы рост цен на бензин соответствовал инфляции или был даже меньше, рассказывает исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов. «Но это хорошо работает, когда инфляция в целом по стране низкая. В данный момент ситуация иная, инфляция растет и ускоряется, звучат разговоры, что к концу года она превысит 7,5% и бензин дорожает в след за этими прогнозами, а иногда и опережая их», – сообщает он. 

«В среднем по году цены на бензин в России растут на 8-10%. Текущий год исключением не будет. Пересмотр властями инфляционного прогноза на 2021 год вряд ли придал ускорение розничным ценам на бензин - тут достаточно собственных факторов: от роста расходов на рабочую силу, увеличения тарифов на услуги естественных монополий до удорожания логистики и производства», - рассказывает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Для исключения дальнейшего роста цен на топливо (который, исходя из текущей ситуации на рынке, может продолжить свое движение в конце текущего — начале следующего года) действующая сегодня формула демпфера требует очередного пересмотра, считает доцент РЭУ им Плеханова Олег Чередниченко. По его мнению, в случае продолжения топливной ценовой динамики высок риск выхода темпов инфляции текущего года за прогнозируемые 7,5%. «Бензинового-дизельная составляющая присутствует практически в структуре себестоимости всех производимых экономикой товаров и услуг», - подчеркивает он. 

В пресс-службе Минэнерго РФ сообщили, что благодаря действующим мерам поддержки топливного рынка, а также ежесуточным наблюдениям со стороны регуляторов, ценовая ситуация в рознице остается под контролем. «Цены в рознице демонстрируют традиционную динамику плавного изменения в соответствии с ожидаемым темпом инфляции после снижения в сентябре. Компании-производители топлива продолжают отгрузки в рынок, увеличивая поставки на биржевых торгах», - указывают в ведомстве. 

По оперативным данным Минэнерго России, ежедневные биржевые поставки АИ-92 в неделю с 12 - 18 октября составили 20,3 тыс т, то есть на 23,7% выше чем в аналогичный период 2019 года, при этом поставки АИ-95 достигли 11,5 тыс т, это на 42,6% выше уровней в аналогичный период 2019 г. «По дизельному топливу наблюдается аналогичная тенденция, одновременно нефтебазы перешли к активному формированию запасов на зиму - в среднем за сутки на прошлой неделе реализовывалось около 34,2 тыс. т зимних сортов дизельного топлива, что на 78,9% превышает уровень аналогичного допандемийного периода 2019 года», - рассказали в ведомстве.