Страны G7 и ЕС введут два потолка цен для российских нефтепродуктов. Один уровень максимальной экспортной стоимости будет установлен для светлых нефтепродуктов (дизельное топливо), другой для темных (мазут). Об этом 21 января сообщили в минфине США. Ограничения вступят в силу одновременно с эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России - 5 февраля этого года. Сам уровень "потолков" пока не известен.
Цены на авиакеросин или дизельное топливо (ДТ) сильно отличаются от цены на мазут за один и тот же объем. Мазут стоит значительно дешевле. Поэтому если предельная цена для готового топлива из нашей страны будет установлена только одна, то она обязательно окажется либо слишком высокой для российских темных нефтепродуктов, либо слишком низкой для отечественного дизельного топлива, бензина или керосина.
Как отмечает руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников, неделю назад дизтопливо на мировом рынке стоило около 850 долларов за тонну, а мазут - 350 долларов за тонну. Соответственно, необходимы отдельные ограничения, пишет РГ.
Больше половины производимых в стране нефтепродуктов отправляется на экспорт. Почти 90% объема поставлялось на Запад. Бензин в основном поставлялся странам СНГ. Соотношение светлых и темных нефтепродуктов в структуре экспорта было почти равным - приблизительно 55% на 45% соответственно.
В экспорте нефтепродуктов наибольший вес имеют ДТ и мазут, поясняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Если в производстве автомобильного бензина по итогам первых 11 месяцев 2022 года доля экспорта составила 11% (4,1 млн тонн из 38,8 млн тонн), то для ДТ - 41% (31,4 млн тонн из 77,3 млн тонн), а для мазута - 80% (29,5 млн тонн из 36,8 млн тонн). При этом в структуре экспорта летнего ДТ в докризисном 2021 году доля ЕС составляла 75%, уточняет эксперт.
То есть потолок цен затронет напрямую почти 90% нашего экспорта нефтепродуктов. В первую очередь дизельного топлива и мазута. Косвенно он затронет и наш экспорт бензина, но только при отправке в дальнее зарубежье.
Цель G7 и ЕС максимально сократить доходы бюджета России от добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, не допустив при этом сокращения объемов производства и поставок за границу нашей сырой нефти. . Они прекрасно понимают, что перенаправить весь их экспорт в Китай, Индию или Турцию у наших компаний едва ли получится, там достаточно своих мощностей. Поэтому потолок цен на нефтепродукты может оказаться более жестким, чем потолок цен на российскую нефть.
Скорее всего, будет введено правило, что при установлении и последующем пересмотре предельной цены на российские нефтепродукты их каждый раз будут устанавливать на уровне как минимум на 5% ниже текущей рыночной цены, считает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин.
Для наших компаний остается лазейка с перепродажей нефтепродуктов третьими странами. По мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ, эксперта аналитического центра ИнфоТЭК Валерия Андрианова, не исключено, что некоторые страны будут свое топливо направлять в Европу, а внутренние потребности закрывать за счет покупки дешевого дизеля в России.
Но это потребует дополнительных скидок на нашу продукцию, что может оказаться невыгодно отечественным компаниям. Также транспортировка топлива выходит дороже транспортировки сырой нефти, поскольку чаще всего с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до порта доставляется автомобильным или железнодорожным транспортом, а почти все крупнейшие НПЗ в России находятся далеко от побережья.
С учетом скидок и дорогой транспортировки экспортная цена наших нефтепродуктов для многих НПЗ в России может оказаться слишком низкой. Будет невыгодно перерабатывать сырье для поставок на экспорт. Более рентабельными станут экспорт сырой нефти и снижение объемов переработки.
С другой стороны, какую-то часть нефтепродуктов Россия уже перенаправила на другие рынки. Увеличились отгрузки в африканские страны, Турцию, страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанский регион.
При этом само эмбарго ЕС приведет к росту цен на топливо, считает Родионов. На европейском рынке ДТ произойдет сильное сокращение предложения. Впрочем, определяющим фактором станет средняя цена нефти Brent, которая задает траекторию ценам на нефтепродукты: например, средние оптовые цены на ДТ в Северо-Западной Европе достигли пикового уровня (1277 долларов за тонну) в июне 2022 года - в тот же месяц, что и Brent (120 долларов за баррель). К декабрю 2022 года средняя цена Brent упала до 81 доллара за баррель, в результате средняя цена ДТ снизилась вдвое в сравнении с уровнем июня (627 долларов за тонну), отмечает эксперт.
И здесь возникает вопрос, что будут делать инициаторы санкций, если цены на нефть после всех экспериментов с рынком пойдут вверх? А сейчас баррель Brent опять готовится к штурму уровня 90 долларов. Тогда ЕС придется либо корректировать свои запрещающие механизмы, либо смириться с дорожающим топливом.