Во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди прозвучало несколько весьма громких заявлений о сотрудничестве двух стран в нефтегазовой отрасли.
В том числе вице-премьер Александр Новак заявил, что обсуждается долгосрочный контракт на поставку российской нефти в Индию, а также есть перспективы расширения сотрудничества в газовой сфере.
Индия самый быстрорастущий энергетический рынок в мире, ресурсы - желательно по самой низкой цене - стране необходимы. Россия, попав под санкции, оказалась привязана к азиатскому рынку, где доминирующую роль для нашего экспорта играет Китай. Но зависимость от одного покупателя плохо сказывается на экономике поставок. Тем более когда покупатель понимает, что у него нет конкурентов и есть множество других предложений. Индия же главный экономический соперник Китая в регионе, и ее растущий интерес к российским энергоресурсам заставляет китайских импортеров быть более гибкими и сговорчивыми.
Китай сохранил первенство как основной покупатель наших ресурсов. В 2023 году, по данным китайской таможни, в Поднебесную было экспортировано 107 млн тонн нефти из России (в 2022 году - 86 млн тонн). Но Индия быстро догоняет своего главного конкурента, в 2023 году поставки российской нефти сюда, по словам Новака, достигли 90 млн тонн (в 2022 году - 45 млн тонн).
И вполне возможен дальнейший рост. Как заметил в беседе с "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, Индию уже можно назвать равноценным китайскому рынком сбыта нашей нефти. Фактически большую часть нефти, которую мы раньше поставляли в Европу, удалось перенаправить именно в Индию. Без этой страны мы не смогли бы пристроить все свои объемы выпавшего экспорта. На китайском рынке мы были давно и там лишь смогли увеличить свое присутствие, а в Индии еще три года назад нас почти не было. Сейчас же 40% во всем нефтяном импорте Индии приходится на Россию.
И для дальнейшего роста экспорта в Индию есть все предпосылки. Как отмечает эксперт аналитического центра "Яков и Партнеры" Виктория Трифонова, по результатам 2023 года энергопотребление в Индии выросло на 7,3% с соответствующим ростом потребления наиболее доступного и дешевого ископаемого топлива: нефти - на 5%, газа - на 7%, угля - почти на 10%. Возросший спрос на энергоносители объясняется активным индустриальным развитием Индии.
По словам Симонова, один покупатель (монопокупатель) - это всегда опасно, тем более, когда это Китай. Поставки нефти в Индию позволяют нам сохранять определенную конкуренцию среди наших импортеров. А уж если мы заключим долгосрочный контракт, то это переведет наши отношения на новый уровень. Долгосрочный контракт даст нам гарантию, что мы продадим свою нефть, а Индии, что она ее получит. Под него можно строить инфраструктуру (нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, нефтебазы итд) и брать для этого кредиты. В итоге в нефтяной сфере мы становимся менее зависимы от Китая.
А вот с газом ситуация сложнее. В Индию в отличие от Китая не проложены газопроводы из России, поэтому поставляется только сжиженный природный газ (СПГ). В 2023 году импорт Индией российского СПГ составил, по словам Новака, 3 млн тонн (4,1 млрд кубометров), а по данным Международной ассоциации импортеров СПГ (GIIGNL) - всего 700 тыс. тонн (0,97 млрд кубометров). В Китай в 2023 году было поставлено 22,7 млрд кубометров газа по "Силе Сибири" и 8,2 млн тонн СПГ (11,2 млрд кубометров).
Безальтернативность Китая как единственного крупного импортера нашего трубопроводного газа, за счет которого мы можем наращивать экспорт, позволяет Пекину выбивать для себя наиболее выгодные условия поставок. Как отмечает Трифонова, соглашение по объемам и ценам газовых поставок в Китай в рамках проекта "Сила Сибири - 2" также пока не достигнуто. Поэтому диверсификация экспортных потоков в направлении активно развивающихся экономик АТР, в том числе Индии, является рациональным и доступным решением.
Но с газопроводами мы ограничены в возможностях географически. Если в этом году наши поставки газа в Китай по "Силе Сибири" должны вырасти до 30 млрд кубометров, а в следующем году - до 38 млрд кубометров, и есть планы по запуску в 2027 году дальневосточного маршрута - еще 10 млрд кубометров, то с Индией мы можем рассчитывать только на рост отгрузок СПГ. А эти поставки не слишком выгодны с действующих проектов (в Арктике и на Сахалине) логистически. Хотя часть отгрузок с "Ямал СПГ", которые сейчас уходят в Китай, могут быть перенаправлены в Индию. А если получится начать отгрузки с завода "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове, то они вполне могут пойти в Индию. Завод под санкциями США, европейский рынок для него уже закрыт. Сейчас на заводе запущена первая линия сжижения газа на 6,6 млн тонн в год, но отгрузки так и не начались.
Определенную проблему для расширения сотрудничества с Индией создает торговый дисбаланс - Индия импортирует российские товары приблизительно на 60 млрд долл. в год, а Россия покупает индийскую продукцию на менее, чем 5 млрд долл. в год. Это мешает проведению взаимозачетов за поставленный товар, что сильно бы могло упростить расчеты между странами из-за санкций. Ранее американские и европейские информагентства неоднократно сообщали о "зависших" в Индии российских средствах в рупиях за проданную нефть и сложности конвертации рупий в другие валюты.
По мнению Симонова, проблема сильно преувеличена СМИ. В сумме индийского импорта из России 45 млрд долларов приходится на импорт нефти. Если бы такая сумма или хотя бы ее часть зависла, то как бы наши нефтегазовые компании платили налоги в бюджет РФ, спрашивает он. Наше государство платежи в рупиях не принимает. А это означает, что каким-то образом эти рупии конвертируются. Эксперт отмечает, что в 2022 году была шутка, что мы не выпьем столько индийского чая, на сколько поставляем нефти. Но Индия производит не только чай. В стране развито машиностроение, фарма, и, кстати цифровые решения, в том числе разработки в области ИИ.
К приоритетным направлениям для развития торговых отношений относятся сектора энергетики, сельского хозяйства и высоких технологий, считает Трифонова. На этом горизонте, рост доли экспортируемых товаров из Индии в торговом балансе с Россией возможен за счет продуктов фармацевтики, сталелитейной промышленности и электроники, уточняет она.
При этом экономически Индия очень тесно связана с Британией, а также другими западными и ближневосточными странами. А крупнейший торговый партнер Индии в 2023 году - Китай, на втором месте - США. Поэтому ждать, что Индия позволит себе полностью игнорировать какие-то санкционные ограничения в отношении нашей страны, как это иногда делает Китай, достаточно самонадеянно. Для этого у Дели, за исключением ситуации с поставками российской нефти, пока нет экономической заинтересованности.