“Ъ” изучил новый проект пробной эксплуатации Пайяхского месторождения «Нефтегазхолдинга» (НГХ; принадлежит экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову), одобренный Роснедрами в ноябре 2019 года. Проект предполагает, что на девятый год разработки месторождение достигнет пика добычи 50 млн тонн.
Пайяха должна войти в проект «Роснефти» «Восток Ойл» по интеграции новых месторождений Ванкорского кластера (Тагульское, Лодочное и Сузунское) и месторождений на севере Таймыра. В прошлом году НГХ удалось поставить на госбаланс 1,2 млрд тонн запасов (1,12 млрд — по категории C2, остальное — C1), что формально делает это месторождение одним из крупнейших в истории. В то же время Пайяха остается малоизученной (степень разведанности — 7%), и данные по запасам нуждаются в подтверждении бурением. По состоянию на 1 января 2019 года, согласно проекту, на месторождении было пробурено десять скважин. Целью пробной эксплуатации является уточнение фильтрационно-емкостных характеристик пластов и подготовка технологической схемы разработки, в этот же период должен быть обеспечен перевод основной части запасов из оцененных категории C2 в разведанные C1.
В Минприроды подтвердили, что проект был утвержден, в НГХ не ответили на вопросы.
По итогам экспертизы проекта, подготовленного ООО «Сибнефтегазинновация 21 век» (принадлежит НГХ), Роснедра решили, что в течение семи лет в ходе пробной эксплуатации НГХ должен пробурить 3,3 тыс. скважин (из них 1568 добывающих, 1608 нагнетательных и др.), то есть в среднем более 470 скважин в год. Накопленная добыча нефти за это время составит 190 млн тонн.
По словам двух собеседников, привлечь такие буровые мощности и человеческие ресурсы в текущих условиях рынка будет затруднительно.
Для сравнения, по данным ЦДУ ТЭК, в 2019 году «Роснефть» в целом пробурила 1,6 тыс. эксплуатационных скважин. Для полного развития месторождения нужно пробурить около 6,3 тыс. скважин.
«Сибнефтегазинновация 21 век» оценила экономику разработки Пайяхи при средней цене $72 за баррель Urals (сейчас $59 за баррель). При ставке дисконтирования 15% чистый дисконтированный доход (NPV) НГХ составит лишь 27,4 млрд руб. при капвложениях 1,3 трлн руб. и дисконтированном доходе государства 1,99 трлн руб., срок окупаемости — 23,6 года. При ставке дисконтирования 10% показатели проекта выглядят несколько лучше: NPV — 418 млрд руб., капвложения — 1,9 трлн руб., окупаемость — 16,4 года.
Эти расчеты были сделаны при действующих параметрах налоговой системы и не учитывают новые льготы для арктических проектов (переход на налог на дополнительный доход, предполагающий фактическое обнуление налога на добычу нефти в первые 12 лет эксплуатации месторождения). Льготы были согласованы предыдущим правительством и прошли правкомиссию по законопроектной деятельности, но формально правительство их еще не одобрило.
Собеседник в отрасли оценивает льготы для всего «Восток Ойл» в 2,2–2,3 трлн руб. с учетом налогового вычета для Ванкорского месторождения в 600 млрд руб.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин просил для «Восток Ойл» налоговые льготы на 2,6 трлн руб., а инвестиции оценивались в 8,5 трлн руб. с учетом масштабных затрат на инфраструктуру, в том числе порт и суда ледового класса для вывоза нефти. «Роснефть» рассчитывает найти для проекта иностранных инвесторов, о своем интересе заявляли власти Индии. Однако значительные геологические риски пока являются препятствием для сделки, говорят источники.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что проект пробной эксплуатации Пайяхи предполагает выход на седьмой год разработки на уровень добычи 43 млн тонн. Пик добычи 50 млн тонн с учетом обещаний НГХ ввести проект в 2024 году ожидается в 2032 году. Нефть планируется вывозить танкерами дедвейтом 120 тыс. тонн ледового класса Arc 7 для перевалки в Мурманске через танкер-накопитель 300 тыс. тонн на конвенциональные танкеры дедвейтом 150 тыс. тонн для поставки в Роттердам, говорит Михаил Григорьев.
Для обеспечения вывоза первый танкер-челнок должен быть построен к 2024 году, к 2028 году необходимо десять танкеров, к 2032 году —14.
Верфь «Звезда» может обеспечить строительство судов в эти сроки, считает господин Григорьев. Исходя из характеристик однотипных рейдовых перевалочных комплексов (РПК) в Кольском заливе (максимальный объем перевалки — 12 млн тонн в год), потребуются четыре РПК, разместить которые в акватории порта Мурманск весьма сложно. Это, отмечает эксперт, возвращает давнюю мечту правительства Мурманской области о строительстве берегового перевалочного комплекса.