фарес кильзие.россия-китай

Фарес Кильзие для Forbes 

Концентрация двусторонних отношений на энергетике делает их зависимыми от цен на углеводороды, что в будущем неизбежно приведет к конфликтам.

У России и Китая есть большие перспективы в развитии наукоемких отраслей, заявила в понедельник спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений», организованной РСМД и Обществом российско-китайской дружбы (ОРКД) совместно с Группой CREON Energy. В подтверждение своих слов глава верхней палаты парламента привела пример проекта широкофезюляжного дальнемагистрального самолета, соглашение о разработке которого в июне 2016 года подписали руководитель Минпромторга Денис Мантуров и министр промышленности и информатизации Китая Мяо Вэй. Работу над лайнером будет вести совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, которое на паритетных началах было создано «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК) и «Китайской компанией гражданского авиастроения» (COMAC).

У двух стран есть и другие высокотехнологичные проекты, правда, в большинстве своем, они находятся в зачаточном состоянии. Речь, в частности, идет о фондах, созданных за два прошедших года «Роснано» с китайским Министерством науки и техники, Xinhua Holdings и Zhongrong International Trust для инвестиций в передовые технологии в микроэлектронике, электроэнергетике и нефтегазовой отрасли в России, Израиле и Китае. Другой пример — проект строительства парков высоких технологий в 9 регионах России и Китая, закрепленный в межправительственном меморандуме в 2014 году. Сюда же можно отнести и российско-китайский студенческий бизнес-инкубатор, открытый в июне 2016 года в Хабаровске на базе Тихоокеанского государственного университета: его аналоги в ближайшее время должны будут появиться Москве, Ульяновске, Екатеринбурге и Уфе. 

Несмотря на эти усилия, российско-китайские экономические отношения завязаны, в основном, на энергетике. Локомотивом сотрудничества в этой сфере остается государство. Так, государственная CNPC является партнером «Газпрома» по восточному маршруту «Силы Сибири» (проект газопровода из Якутии в Китай мощностью 38 млрд куб. м и стоимостью 2,9 трлн руб., согласно оценке «Газпромбанка») и контрагентом «Роснефти» по поставкам нефти в Китай, к 2016 году предоставившему ей $35 млрд в качестве предоплаты (подсчеты «Сбербанк CIB»). Еще одним партнером «Роснефти» является государственная ChemChina, которая на 40% профинансирует строительство ВНХК — комплекса в Приморском крае мощностью 24 млн т нефтепереработки и 6,6 млн т нефтехимии общей стоимостью 1,5 трлн руб. (оценка самой компании).

В свою очередь, государственный China Development Bank участвует в проектном финансировании Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» мощностью 42 млрд куб. м и стоимостью 790,6 млрд руб. (оценка монополии) и выступает в роли кредитора «Роснефти» и «Транснефти»: по итогам 2016 года задолженность этих компаний перед банком составила $12,4 млрд и $6,4 млрд соответственно, следует из их отчетности по МСФО. Китайские госбанки кредитуют также «Ямал-СПГ», которая 2016 году получила 9,3 млрд евро от Export-Import Bank of China и 9,8 млрд юаней от все того же China Development Bank, и «Газпром»: к концу прошлого года долг монополии перед лондонским филиалом Bank of China Ltd. составил 126,4 млн евро, а перед пекинским филиалом China Construction Bank Corporation – $92,6 млн (данные отчетности по МСФО).

Еще одним китайским финансовым институтом, инвестирующим проекты в отрасли, является государственный Фонд шелкового пути, которому принадлежат 10% акций «Сибура» и 9,9% акций «Ямала-СПГ». Наконец, нельзя не упомянуть и Beijing Gas, также принадлежащую государству: в апреле компания получила у правительственной комиссии по иностранным инвестициям разрешение на покупку у «Роснефти» 20% «Верхнечонскнефтегаза», добывшего в прошлом году 8,7 млн т нефти.

Из-за перекоса в сторону энергетики экономические отношения двух стран чувствительны к динамике цен на углеводороды. На момент подписания соглашений между «Газпромом» и CNPC (май 2014 года) цена поставок газа по восточному маршруту «Силы Сибири» ($360 за тыс. куб. м, согласно оценке ОПЕК), была сопоставима со средней стоимостью экспорта монополии в Европу в 2013 году ($378 за тыс. куб. м). Однако в 2016 году средняя цена поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье опустилась до $176 за тыс. куб. На конференции, завершившейся во вторник, представители CNPC уклонялись от ответа на вопрос о цене поставок газа, но при этом настаивали, что поставки должны будут начаться в сентябре 2019 года.

Падение цен на газ не могло не повлиять на ход переговоров о строительстве «Силы Сибири-2», по которой газ Ямала должен будет поставляться в западные провинции Китая. Меморандум о проекте был заключен осенью 2014 года. Финальное соглашение об условиях поставок «Газпром» и CNPC планировали заключить до конца 2015 года, но этого не сделано до сих пор.

Китайские инвестиции идут только в те проекты, которые были одобрены на высшем политическом уровне и находятся под протекцией главного куратора. Те же проекты, которые такого одобрения не получили, так и остаются на уровне диалога. Экономическая целесообразность далеко не всегда соответствует политической логике, что, в конечном счете, приводит к конфликтам. Это наглядно показала современная история отношений России с ЕС, Турцией, Украиной и Белоруссией.

Конфликтный сценарий абсолютно неприемлем для российско-китайских отношений. Предотвратить его можно за счет диверсификации экономического сотрудничества двух стран. Вложения в инфраструктуру (строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов, морских и речных терминалов), а также в производства с высокой добавленной стоимостью (древесина, драгоценные металлы, полимеры) в долгосрочной перспективе могут оказаться для китайских компаний и банков более выгодными, чем инвестиции в азиатских странах (в Мьянме, Индии, Пакистане), которые Китай делает в рамках проекта «Нового шелкового пути». Примеры таких капиталовложений были приведены на конференции: трасса «Меридиан», которая соединит Западную Европу и Китай и будет строиться за счет частных средств, а также глубоководный порт во Владивостоке.

Диверсификация переведет формат отношений из игры с «нулевой суммой», в рамках которой неизбежно проигрывает одна из сторон, во взаимовыгодное и устойчивое сотрудничество. А значит, и риск конфликта будет сведен к минимуму.