Негативная мировая конъюнктура по нефти и связанные с ней девальвации нацвалют в регионе ЕАЭС замедляют интеграцию стран-участниц. И могут ускорить центробежные тенденции в этом блоке, если не будет выработана принципиально иная модель общеблоковой внутри- и внешнеэкономической политики. Эти оценки были высказаны обозревателю RCC на состоявшейся 21 января в Москве конференции, посвященной экономическим трендам в странах ЕАЭС.

Замдиректора института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв: "образно говоря, 80%-ное влияние на политико-экономический климат в ЕАЭС приходится на Россию. Потому ухудшение ситуации в экономике РФ автоматически влияет и на интеграционные процессы и на социально-экономические тренды в других странах-участницах. Низкие цены на нефть и высокая волатильность валютного курса в РФ показывают, что в современных условиях Россия уже не может быть "донором" интеграции для оказания экономической помощи Армении, Киргизии и Белоруссии. Требуются новые подходы и к согласованным антикризисным мерам и к интеграционным проектам. Те и другие должны быть сориентированы на промышленное развитие, на стимулирование предложения и спроса в регионе ЕАЭС.

Координация нефтеэкспортной политики между РФ и Казахстаном имеет место только в двухстороннем практическом контексте: это, прежде всего, транзит казахстанской нефти через РФ (около 50 млн т в 2015 г.) и российской - в КНР через Казахстан. В более широком плане координация затруднена различной налоговой нагрузкой на нефтегазовые сектора этих стран; повышенным, по сравнению с РФ, влиянием государства в Казахстане на национальный нефтегазовый бизнес; "несамодостаточностью" Казахстана по нефтегазовой продукции. Скажем, эта страна ввозит нефтепродукты из России, а газ из Узбекистана. В то же время, казахстанское энергосырье поставляется в Китай".

Директор сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований российского института стратегических исследований Вячеслав Холодков: "секвестры бюджета в РФ из-за низких цен на нефть не могут качественно выправить финансово-экономическую ситуацию в стране и негативно "олицетворяют" российскую экономическую политику в ЕАЭС. Можно бы учесть опыт США и ряда европейских стран, увеличивающих в кризисные периоды государственные расходы, в том числе, за счет роста внешнего долга, для стимулирования спроса и предложения.

В период высоких нефтяных цен ничего, по сути, не делалось для изменения структуры экономики РФ. То есть, зачем рисковать? А теперь используются в основном "пожарные" схемы для поддержания экономики, ибо комплексных антикризисных решений, учитывающих и фактор ЕАЭС, пока не просматривается.

Согласованная "нефтяная" политика РФ и Казахстана - стран-экспортеров нефти и участниц ЕАЭС, ввиду негативного воздействия низких цен, отсутствует, а было бы полезным. Тем более, что налицо новые вызовы: фактор "экс-подсанкционного" Ирана и появление нефти США на мировом нефтяном рынке. Но и в ОПЕК пока не предвидится согласованных действий по вопросам добычи и экспорта. Ибо всё активнее разнонаправленные интересы стран-участниц".

Леонид Вардомский, доктор экономических наук, эксперт института экономики РАН: "нефтегазовое лобби в РФ фактически диктует экономическую политику государству. Это едва ли не главный фактор отсутствия реальных структурных реформ в российской экономике в продолжительный период высоких цен. А традиционная ориентированность на экспорт сырья привела в нынешних условиях к нехватке средств для нефтегазовых ГРР, к переносам сроков многих капиталоемких проектов в нефтяной сфере. И к экономическому кризису.

Во многих документах стран ЕАЭС по вопросам экономической политики страны-участницы фактически подразумевают друг друга не столько в качестве партнеров, сколько конкурентов или оппонентов. Вдобавок, по уровню реального присутствия в нефтегазовом сегменте Казахстана российский бизнес ныне уступает компаниям и Запада и Китая. Потому нет надлежащего уровня согласования и "нефтяной" политики между Казахстаном и РФ, как, впрочем, и между другими "нефтегазовыми" странами СНГ.

Пока трудно понять, каков порядок согласования решений в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Поскольку в ее документах содержатся "обтекаемые" положения (типа "в случае необходимости", "по согласованию сторон" и т.п.). Это позволяет странам-участницам решать многие вопросы внутри- и внешнеэкономической политики в одностороннем порядке".