Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции может выйти из состава акционеров АвтоВАЗа.

«Ростех», скорее всего, передаст свой пакет автоконцерна подведомственному Минпромторгу институту НАМИ, пишут «Ведомости». Источники объясняют это тем, что «Ростех» находится под западными санкциями, а Волжскому автозаводу сложно заказывать комплектующие за рубежом. В результате, по данным Ъ, госкомпания передаст институту чуть меньше трети акций концерна, а ФГУП НАМИ окажется единственным владельцем АвтоВАЗа. Сейчас ему принадлежит более 67% предприятия. Институт получил эту долю за символический 1 руб. от французской группы Renault. Она ушла из России весной.

Как передача акций «Ростеха» поможет АвтоВАЗу? Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, считает, что это вполне логичный шаг, поскольку автоконцерн сильно зависит от зарубежных деталей: «Комплектующие идут по разным каналам. У Renault остаются обязательства, согласно трехсторонней договоренности между французской Renault S.A.S., упраздненной "Рено Россия" и АвтоВАЗом о том, что французы будут поставлять нам некоторые детали.

Причем это не только комплектующие, но и сырье. В частности для автомобиля Largus, который должен быть перезапущен в декабре, а также на ряд других моделей. Без них АвтоВАЗ пока не может выпускать эти машины. И если часть акций, которая принадлежит "Ростеху", будет переведена в НАМИ, конечно, это облегчит взаимоотношения и с другими потенциальными поставщиками.

О каких поставщиках идет речь? Есть и китайские компании. У АвтоВАЗа сейчас стоят большие задачи и по замене некоторых мелких комплектующих, и по поиску поставщиков, например, ABS, системы стабилизации. Кроме того, ведется поиск поставщиков на автоматическую трансмиссию. Все взаимоотношения со внешними партнерами, даже если это китайские компании, конечно, требуют ухода из-под санкций, поскольку многие из них имеют либо совместные предприятия, либо используют американские и европейские технологии, софт и так далее. Из-за этого они могут подпасть под вторичные санкции, либо просто отказаться от сотрудничества с АвтоВАЗом».

“Ъ FM” отправил запросы в «Ростех», АвтоВАЗ и Минпромторг. Однако пока ни одна из сторон не смогла предоставить оперативный комментарий. Тем временем гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов в интервью тем же «Ведомостям» пояснил, что приход другого партнера на АвтоВАЗ сейчас невозможен, поскольку у французской компании Renault есть опцион обратного выкупа своей доли в предприятии за те же деньги в течение шести лет. Да и завод, по мнению Чемезова, вполне может справиться самостоятельно.

Впрочем, у полного перехода автоконцерна под контроль НАМИ тоже есть определенные риски, говорит руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев: «Уход акционера, который находится под санкциями, вроде звучит логично. Но мы не можем исключать, что НАМИ после этого не подпадет под санкции под каким-то предлогом. Плюс и завод Nissan нами выкупается.

Думаю, это некая стратегия — сконцентрировать активы в автомобильной промышленности на одном игроке. Если есть санкции на поставку чипов в Российскую Федерацию, то от смены акционеров ситуация не поменяется. Здесь все будет зависеть от того, насколько те же китайские партнеры будут готовы или не готовы поставлять автокомпоненты, которые содержат те же самые чипы.

Но, насколько я понимаю, АвтоВАЗ имеет определенные договоренности. По информации изнутри завода, даже у сотрудников уже появилась уверенность, воодушевление в коллективе по поводу того, что они смогут выполнить поставленные планы».

Президент АвтоВАЗа Максим Соколов в сентябре заявлял, что в 2023 году весь концерн должен произвести почти 500 тыс. машин. По его словам, в конце лета снова удалось наладить выпуск автомобилей с подушками безопасности, кондиционером, магнитолой и кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС. А на очереди восстановление функции ABS и поддержки устойчивости автомобиля.