Турция обяжет перевозчиков нефти доказывать наличие страховки. Потенциально это может сильно помешать российскому экспорту, пишет Bloomberg.

Издание отмечает, что с 1 декабря Анкара будет требовать от судов письмо от страховой компании, подтверждающее заключение договора. В противном случае танкеры не смогут пройти через проливы Босфор и Дарданеллы.

Власти Турции будут требовать у проходящих через Босфор и Дарданеллы танкеров письмо, которое подтверждает наличие страховки. Важен контекст: информация появилась за несколько недель до введения Евросоюзом потолка цен на российскую нефть. И именно рынок страхования и перевозки Запад выбрал в качестве рычага принуждения, ведь его почти полностью контролируют европейские компании.

В Кремле неоднократно заявляли, что не будут продавать сырье тем, кто присоединится к потолку цен, но для поставок в дружественные или нейтральные страны все равно нужна страховка.

По данным Ъ, Турция будет требовать от проходящих судов наличие P&I-страхования. Теоретически обеспечить его могут и российские компании, говорит спецсоветник по санкционным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова: «P&I страхование — это совершенно обычная практика. Но найти кого-то, кто сможет сделать такой полис в России очень сложно. Придется создавать альтернативный механизм, как, например, сделали в Иране, чтобы покрывать риски. Это возможно, но стоит значительно дороже, чем тот доступ, который был к международным рынкам. Обычно ответственность по P&I-страхованию очень большая, и компании перестраховывают еще и свои риски. Когда риск концентрирован в одной стране, и стоимость выше».

Bloomberg пишет, что требование страховки властями Турции может серьезно осложнить российский экспорт. Выдает ли агентство желаемое за действительное? Ключевой вопрос: согласится ли Анкара принимать суда с отечественной страховкой?

Если нет, это грозит сокращением экспорта, в том числе в Индию — одному из главных покупателей российского сырья, говорит эксперт по энергетике Михаил Крутихин: «Проливы Босфор и Дарданеллы задействованы в экспорте российской нефти морским путем очень и очень активно. Весь вывоз топлива из Азово-Черноморского бассейна — из Новороссийска, из Туапсе — идет как раз в этом направлении. В день проходит примерно 650 тыс. баррелей. Индия получает российскую нефть как раз из Балтийского и Черного морей. И есть большие сомнения, что Турция будет принимать страховое покрытие от российских страхователей».

Хотя, учитывая отношения России и Турции, и прошлые заявления Анкары, вряд ли страна ограничит проход танкеров с российской нефтью, даже если они застрахованы в своей юрисдикции.

Так считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: «В начале осени представители Турции заявляли, что они готовы работать с любыми страховками российских нефтеналивных грузов. Поэтому надо посмотреть более детальные разъяснения как турецкой, так и российской стороны. Конечно, отказ Анкары принимать наши страховки приведет к рискам приостановки поставок топлива через турецкие проливы. Но, думаю, что до такого развития событий дело не дойдет, учитывая партнерские отношения России и Турции, которые складываются в настоящий момент».

Главного параметра потолка цен — самой предельной стоимости нефти — пока нет. СМИ сообщали, что он может быть установлен на уровне $60 за баррель, а страны «семерки» пообещали прояснить этот вопрос 23 ноября.