Президент Владимир Путин побывал с визитом в Пекине. В поездке его сопровождали представители крупнейших российских корпораций, которые в последние годы наполняют реальным содержанием российско-китайские отношения. По результатам визита, в ходе которого были подписаны крупные сделки, можно сделать вывод, что поворот на Восток — это уже не показательное выступление, рассчитанное на то, чтобы поднять ставки в игре с Западом. Это — продуманная, взвешенная, давно назревшая стратегия.
Экономический хребет Евразии
Накануне визита Путин дал интервью китайскому информационному агенству «Синьхуа», в котором назвал факт взаимодействия России и Китая на международной арене «фактором стабильности в мировых делах» и высказался в поддержку идеи председателя КНР Си Цзиньпина по развитию «экономического пояса Шелкового пути». «Мы работаем вместе и над космическими программами, и в сфере авиации, продолжаем очень крупные, масштабные проекты в сфере энергетики, в том числе в атомной энергетике, - отметил Путин.
Крупные инвестиционные проекты по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры позволят Москве претендовать на особое место в АТР - регионе, который, по прогнозам экспертов, будет играть решающую роль при формировании новой системы мироустройства.
До последнего времени в США и Европе скептически оценивали возможности российской политики на восточном направлении. Однако следует понимать, что Восток для России не ограничивается Китаем. Это и Япония, и Индия, и страны АСЕАН. Все эти игроки с большим интересом относятся к масштабным проектам, которые Москва планирует осуществить в Азии. И все они в той или иной степени готовы принимать в них участие. Фактически речь идёт о создании «экономического хребта» Евразии: строительстве сети трубопроводов, модернизации Транссиба и БАМа, развитии трансконтинентальных торговых путей (в том числе и Северного морского пути).
Пожалуй, за последние десятилетия Россия ещё ни разу не выступала с такими амбициозными предложениями. Восточный проект можно сравнить разве что с планами «альтернативной интеграции» с Западной Европой, которые разрабатывались в начале нулевых.
Ведущие российские игроки активно ведут экспансию на азиатском рынке, и, в первую очередь, усиливают свои позиции в КНР. Владимир Путин отметил большой портфель заказов у компании «Росатом» (в том числе, два блока на Тяньваньской атомной электростанции), привлечение китайских инвестиров к важным энергетическим проектам (Китай является крупным акционером в одном из значимых российских проектов «Ямал СПГ», приобрел 10 процентов в химическом холдинге «Сибур»).
Ключевая роль в подготовке и реализации восточного проекта принадлежит компании «Роснефть».
Сделка века и диверсификация
Заключив в 2013 году долгосрочный контракт с крупнейшим нефтяным гигантом Китая — CNPC, «Роснефть», по мнению большинства экспертов, осуществила прорыв на восточном направлении. Исторический 25-летний контракт на поставку 325 млн тонн нефти эксперты окрестили «сделкой века».
«Заключив первый крупный многомиллиардный контракт с Китаем о поставках сырья, — отмечает научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Исаев, — «Роснефть», безусловно, стала первопроходцем на этом направлении». За последние десять лет ежегодные поставки нефти и нефтепродуктов из России в Китай увеличились в 20 раз, до 36 млн тонн, с потенциалом роста — до 50 млн тонн к 2020 году. Причем, три четверти этого объёма, или 28 млн тонн, приходится на «Роснефть». В период с 2005 года по апрель 2016 года «Роснефть» поставила в Китай 167,1 млн тонн сырой нефти на сумму более 88,8 млрд долларов США, увеличив поставки с 5,1 млн тонн до 28 млн тонн (рост почти в 5,5 раза). А к 2038 году компания рассчитывает обеспечить суммарные поставки нефти и нефтепродуктов в Китай в размере свыше 800 млн тонн.
В Азиатско-тихоокеанском регионе наблюдается быстрый рост населения, национальных экономик, а значит и емкости рынков. По прогнозам специалистов, рост потребления нефти в АТР в 2015–2030 годах составит 34%. При этом эксперты убеждены, что в ближайшее время рынок стран, входящих в ШОС, будет обеспечен преимущественно российской нефтью. А это значит: в регионе появится целая сеть трубопроводов, по которым углеводороды с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока будут поставляться в Азию. По словам президента Фонда востоковедческих исследований Сергея Лузянина, «с содержательной и имиджевой сторон для ШОС нужны знаковые, прорывные проекты. Без них эта организация не сможет стать по-хорошему дерзкой, амбициозной и эффективной».
Следует отметить, что российские компании не рассматривают страны АТР в качестве замены западным партнерам. Восточноазиатский рынок – это скорее возможность расширить, диверсифицировать направления поставок. Работают же в Азии Exxon, Chevron, BP. И никому в голову не приходит говорить, что они отвернулись от Запада.
Китайцы в восточносибирских гринфилдах
Россия, безусловно, заинтересована в том, чтобы привлечь страны АТР к масштабным инфраструктурным и энергетическим проектам, которые она планирует осуществить на своей азиатской территории, в первую очередь к ускоренному развитию Дальнего Востока. Конечно, в приглашении иностранных партнёров в отдельные проекты нет ничего нового. Революционным является предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о формировании «интегрального подхода».«Мы готовы рассмотреть совместную инвестиционную работу по всей технологической цепочке — в добыче, в инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов», — заявлял он на различных азиатских форумах.
Фактически речь идёт о том, чтобы страны АТР не только покупали углеводороды, но и совместно с «Роснефтью» осваивали труднодоступные месторождения Восточной Сибири и континентального шельфа, вкладывали средства в переориентацию российской инфраструктуры на Восток, строительство заводов по переработке нефти и газа и развитие транспортных коридоров, прежде всего Северного морского пути.
Компании из КНР давно уже присматриваются к восточносибирским гринфилдам – новым перспективным месторождениям, разработка которых позволила бы обеспечить энергетическую безопасность Поднебесной. В ходе визита Путина в Пекин «Роснефть» договорилась об основных условиях сделки с китайской группой Beijing Gas, которая предусматривает продажу 20% акций предприятия «Верхнечонскнефтегаз».
Инвестиционные аналитики высоко оценивают продажу долей в восточносибирских проектах: ведь Роснефть разделяет риски с партнерами, что позволяет ей минимизировать собственные затраты, одновременно, повысив устойчивость проектов. Получая средства на развитие гринфилдов от иностранных компаний, «Роснефть» снижает свою долговую нагрузку, и это становится важной частью ее инвестиционного профиля. Потенциальная сделка с Beijing Gas важна еще и потому, что эта компания является одним из главных дистрибьюторов природного газа на китайском рынке, и сотрудничество с ней открывает для «Роснефти» новые перспективы на рынке АТР.
Стоит напомнить, что первой компанией из Поднебесной, получившей возможность участвовать в российской нефтедобыче стала Sinopec, которая еще в 2006 году создала совместное предприятие с Роснефтью – “Удмуртнефть”. Уже на следующий год — в 2007 году — после 20 лет снижения компании удалось нарастить добычу и выйти на уровень 6,4 млн тонн. Сейчас это - крупнейший производитель углеводородов в Удмуртской республике. Sinopec также планирует принять участие в разработке наиболее перспективных «гринфилдов» в портфеле «Роснефти»: Юрубчено-Тохомского и Русского месторождениий. Соглашение об основных условиях реализации этого проекта было подписано в ходе предыдущего визита Владимира Путина в Китай в сентябре 2015 года. Этот документ предусматривает возможное приобретение Sinopec до 49% в «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» (ВСНК) и «Тюменнефтегазе», владеющих лицензиями на освоение и разработку названных месторождений.
Сотрудничество в нефтепереработке
Однако партнерство Роснефти и Sinopec не ограничивается добычными активами. На этот раз строны подписали рамочное соглашение о возможном участии в проекте по строительству и эксплуатации газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в восточносибирском админстративном центре Богучаны. По этому соглашению компании уже в следующем году должны создать совместное предприятие, которое удовлетворит растущий спрос на полиэтилен и полипропилен в России и Китае. Годовая мощность комплекса в Богучанах составит 5 млрд. куб м. сырого природного газа с выпуском до 3 млн т высокотехнологичных полимеров и нефтехимической продукции. Ресурсной базой проекта станут нефтегазовые месторождения Юрубчено-Тахомского кластера.
Кроме того, «Роснефть» подписала с Chemchina соглашение об основных условиях сотрудничества по проекту ВНХК. Проект предусматривает создание в Дальневосточном федеральном округе уникального технологического кластера, который позволит производить передовую продукцию нефтехимии, предназначенную, в том числе, для рынков АТР. Стороны договорились провести совместный экономический анализ с целью уточнения рыночных ниш для продукции ВНХК (меморандум о взаимопонимании по этому вопросу был подписан в сентябре прошлого года).
Привлечение ChemChina - одной из крупнейших химических корпораций в мире - в качестве инвестора поможет “Роснефти” реализовать стратегически важный проект, сохранив контроль над ним (Chemchina достанется 40 %) и откроет для российской компании рынки Китая и стран АТР, которые являются основным потребителем нефтехимической продукции. А сложная конфигурация проекта ВНХК позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В итоге конечная продукция может экспортироваться с высоким уровнем добавленной стоимости. Пока же Chemchina закупает у «Роснефти» сырье (в рамках визита Путина был подписан очередной годовой контракт на поставку нефти).
Стоит отметить, что ВНХК будет не единственным российско-китайским проектом в области переработки. Еще в 2013 году было создано совместное предприятие «Роснефти» (доля — 49%) и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (доля — 51%), которое реализует проект по строительству Тяньцзинского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в промышленной зоне Наньгань в КНР. Предполагаемая мощность завода по первичной переработке нефти — 16 млн тонн в год, а комплекса по производству ароматических углеводородов — 1,4 млн тонн в год по параксилолу, глубина переработки — более 95%. В мае 2014 года был подписан график строительства комплекса. Сейчас активно идет финализация технико-экономического обоснования. Строительство Тяньцзиньского НПЗ позволит «Роснефти» увеличить поставки сырья в Китай на 9,1 млн т., а благодаря эксклюзивному праву на продажу нефтепродуктов и продукции нефтехимии укрепит позиции компании на китайском рынке.
Строительство Тяньцзиньского комплекса, вхождение в акционерный капитал компании Essar Oil Limited, владеющей нефтеперерабатывающим заводом в городе Вадинар, вторым по мощности в Индии, и строительство комплекса Tuban в Индонезии — элементы долгосрочной стратегии «Роснефти», которая позволит создать уникальные синергии в азиатском регионе и даст импульс для стремительного развития трейдингового подразделения российской компании.
Сервис и судостроение
Еще раз подчеркнем: “Роснефть” сотрудничает с партнерами из КНР не только в переработке, но по всей технологической цепочке. И в этом смысле характерно, что в Пекине был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве в области нефтесервисных услуг с китайской Shandong KeruiPetroleum Equipment. Документ предусматривает реализацию совместного пилотного проекта на территории России. Сотрудничество с KeruiPetroleum позволит «Роснефти» оптимизировать затраты на нефтепромысловые услуги и приобретение соответствующего оборудования, а также улучшить производственные показатели собственного нефтесервиса.
KeruiPetroleum считается одним из лидеров рынка (ее ключевые заказчики - такие компании, как PDVSA, ArabianAmerican Oil Company, Shell, CNPC, Weatherford). Надо сказать, что “Роснефть” сейчас активно использует потенциал китайского рынка буровой техники, в том числе привлекая китайцев к освоению континентального шельфа РФ. Именно буровая установка China Oilfield Services Limited (COSL) выполняет работы в рамках проекта по поисковому бурению на шельфе Охотского моря, который реализуется совместными предприятиями «Роснефти» и норвежской корпорации Statoil и считается одним из самых перспективных в современной нефтегазовой отрасли.
Еще один важный момент: при поддержке «Роснефти» в Пекине был заключен контракт между китайской компанией CSOC (ChinaShipbuilding & Offshore International) и ОАО «ДВЗ "Звезда"» на строительство и поставку транспортно-передаточного дока для верфи. Транспортно-передаточный док грузоподъёмностью 40 000 тонн будет создан для строительства объектов морской техники на судоверфи. Китайские партнёры играют важную роль в реализации масштабного проекта по созданию судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень на Дальнем Востоке. Сверхсовременная российская верфь, на которой будут строиться платформы и морская техника для освоения континентального шельфа, создаётся на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Продукция, произведённая на верфи, будет способствовать освоению шельфовых месторождений, которые, по прогнозам аналитиков, обеспечат до 30% нефтедобычи к 2050 году и станут основой энергобезопасности России. Кроме того, создание верфи будет иметь значительный мультипликативный эффект для экономики дальневосточного региона.
Пилотную загрузку СК «Звезда» обеспечивает именно «Роснефть», которая заключила эксклюзивное соглашение с ДЦСС о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. И сейчас российская нефтяная компания именно у партнеров из КНР закупает уникальное оборудование, ранее не применявшееся на отечественных верфях. Так, ранее при поддержке «Роснефти» ДВЗ «Звезда» подписала контракт с компанией China HeavyIndustry Corporation Nantong (CHIC), которая, в том числе, специализируется на производстве и поставке кранового оборудования крупнейшим судостроительным верфям мира. Согласно контракту в течение 2016-2017 гг. китайские партнёры обязуются поставить на строительную площадку судостроительного комплекса «Звезда» кран типа «Голиаф» грузоподъёмностью 1 200 тонн, а также четыре крана грузоподъёмностью по 320 тонн и четыре крана грузоподъемностью по 100 тонн.
В целом, с учётом взаимного товарооборота по уже заключенным контрактам суммарный объём сотрудничества «Роснефти» с китайскими партнёрами до 2035 года составит более 500 млрд долларов, пишет Эксперт.
Энергодиалог становится основой российско-китайского сотрудничества. Благодаря "интегральному" подходу Россия укрепляет свои позиции на рынке АТР. И неудивительно, что многие эксперты заговорили о том, что евразийский проект, который задумывался как реинтеграция постсоветского пространства, вполне может стать основой для новой паназиатской архитектуры. Неслучайно в Восточной и Южной Азии все чаще говорят о том, что подлинная евразийская интеграция не должна ограничиваться военно-политическим и экономическим альянсом бывших советских республик.