Из-за пандемии коронавируса и введения карантина во многих странах спрос на нефть этой весной рухнул более чем на 20%. После того как в начале марта страны ОПЕК+ не продлили соглашение о сокращении добычи, Саудовская Аравия стала наращивать производство нефти. Но даже достижение договоренности в начале апреля о сокращении 9,7 млн баррелей в день не изменило фактический баланс сил на нефтяном рынке, ведь новые квоты начинали действовать с мая. В результате к 4 мая коммерческие запасы нефти в мире выросли до 2,951 млрд баррелей, по данным Kayrros (после чего начали понемногу сокращаться).

Три недели с рекордными в истории США объемами нефти, поступившими в коммерческие хранилища, пришлись на апрель этого года. Максимум был за неделю по 10 апреля – 19,2 млн баррелей, по данным Управления энергетической информации США.

Самым ярким свидетельством кризиса, связанного с нехваткой места для хранения нефти, стало падение 20 апреля цены майского фьючерса на WTI до -$37,63 за баррель. Никто из трейдеров не хотел оставаться с истекавшим на следующий день контрактом, по которому нужно было осуществить поставку.

В этой кризисной ситуации, казалось, проиграли все участники нефтяного рынка. Но для одного сектора она обернулась стремительным ростом заработков. Резко поднялись тарифы на фрахт танкеров.

За два месяца по 11 мая количество хранимой в море нефти выросло почти на 95% до рекордных 180 млн баррелей, по данным Kpler. В основном она хранится на танкерах класса VLCC (может перевозить 2 млн баррелей), но также и на менее крупных судах.

Согласно снимкам со спутников примерно 70 груженых танкеров класса VLCC стоят на якоре уже более двух недель, отметила Ребекка Галанопулос Джонс из Alibra Shipping в колонке в Financial Times. В 2015–2016 гг., когда рынок также оказался затоварен, для хранения использовалось около 50 танкеров класса VLCC. 

Операторы нефтяных танкеров выиграли не только от проблем с наземными хранилищами, но и от сложившейся на рынке ценовой ситуации – контанго, когда фьючерсы с более поздним сроком стоят дороже. В этот раз даже наблюдалось суперконтанго: в конце марта спред между фьючерсами на Brent с исполнением в июне и декабре 2020 г. достигал почти $15. Поэтому танкеры нанимали, чтобы держать на них нефть в расчете выгодно продать ее позднее. 

В I квартале стоимость фрахта VLCC выросла с $30 000 до $200 000 в день, по словам гендиректора Euronav Уго де Стопа, чья компания является одним из лидеров отрасли. Благодаря этому чистая прибыль Euronav по итогам квартала выросла более чем на 1000% в годовом выражении до $226 млн. Ее акции взлетели с 7,53 евро в начале марта до 11,09 в конце апреля – почти в 1,5 раза. 

В последние недели нефть дорожает благодаря смягчению карантина, росту автомобильных и авиаперевозок, восстановлению промышленного производства во многих странах. Цены достигли самого высокого уровня за последние три месяца. На торгах 21 мая стоимость барреля Brent превысила $36, а WTI – $34. Также значительно сократились спреды между нефтяными фьючерсами, поэтому возможность заработать на контанго исчезает.

Акции Euronav и других ведущих операторов танкеров с конца апреля стали падать. Трейдерам теперь невыгодно фрахтовать танкеры для хранения нефти, рассказал FreightWaves аналитик Evercore ISI Джон Чэппелл. Акции Euronav 21 мая стоили 8,72 евро.

Сейчас, наоборот, растут акции операторов сухогрузов. В понедельник, когда фондовые индексы США выросли на 3–4%, акции таких компаний, как Star Bulk, Eagle Bulk, Golden Ocean и др., подорожали на 7–15%.

Более сильное восстановление спроса на нефть ожидается только в III квартале, поэтому в краткосрочной перспективе рыночная ситуация для операторов нефтяных танкеров будет оставаться благоприятной, считает Ребекка Галанопулос Джонс. По ее мнению, бум на танкеры может завершиться к концу 2020 г., передают Ведомости.