ЛУКОЙЛ стала первой из российских нефтяных компаний, которая довела глубину переработки до 98% - рекордного значения для России. Столь высокий показатель был достигнут на пермском НПЗ, который опередил лидеров российской нефтеперерабатывающей отрасли - "Уфанефнефтехим" и Омский НПЗ, принадлежащие "Башнефти" и "Газпром нефти" соответственно. Столь высокими уровнем переработки пока могут похвастаться только некоторые заводы американских ExxonMobil, Cheavron или индийский Relians.
Переработка нефтепереработки
Российские нефтяные компании в силу многих причин по-разному относились к своим нефтеперерабатывающим подразделениям, пишет Прайм. Кто-то рассматривал нефтепереработку как побочный бизнес и делал ставку на поставку сырья за рубеж, кто-то, наоборот, видел потенциал в развитии внутреннего рынка и экспорте готовой продукции, поэтому целенаправленно инвестировал в развитие своих НПЗ.
Адептом второго подхода был ЛУКОЙЛ. Компания из года в год стабильно инвестирует в модернизацию своих НПЗ миллионы долларов и это приносит результат. Сейчас в России ЛУКОЙЛу принадлежит четыре крупных завода и два мини-НПЗ. По данным Минэнерго РФ, в 2014 г. средняя глубина переработки на предприятиях компании превысила 77%, в то время как средний показатель по отрасли составил 72,4%. Уже с 2012 года все российские НПЗ ЛУКОЙЛа перешли на выпуск товарного бензина и дизеля класса 5 (российский аналог Евро-5). Для сравнения, "Роснефть" надеется завершить перевод своих заводов на выпуск моторного топлива класса 5 лишь в этом году, а официальный переход на топливо класса 5 был отложен на полгода, до середины 2016 г.
Флагманом модернизации среди предприятий ЛУКОЙЛа стал пермский НПЗ – "Пермьнефтеоргсинтез" - где был построен комплекс глубокой переработки нефти, в который компания инвестировала 28 млрд руб. (около $950 млн по курсу 2014 г.)
Столь высокой глубины переработки удалось добиться, несмотря на невысокое качество исходного сырья – смеси разных видов нефти, добываемой на месторождениях Западной Сибири и севера Пермской области. Пермская нефть отличается повышенной вязкостью и большим содержанием серы. Введенный в эксплуатацию комплекс глубокой переработки нефти, который включает в себя установку замедленного коксования и мощности для гидроочистки, обеспечивает полную переработку остаточного топлива (мазута) и позволяет увеличить выпуск дизеля класса 5.
Дизель на экспорт
Выбор завода в Перми, вероятно, связан с его выгодным местоположением. Среди всех заводов ЛУКОЙЛа он находится максимально близко к портовому терминалу в Высоцке, также принадлежащему нефтяной компании. Оттуда продукцию завода можно направить на европейский рынок, где спрос на дизельное топливо самый высокий в мире. Уже сейчас около трети продукции завода идет на экспортные рынки.
Именно дизель является основным видом топлива, которое выпускает пермский завод. Сейчас годовая мощность НПЗ составляет около 13 млн тонн. Благодаря проведенной модернизации завод увеличит выпуск дизельного топлива класса 5 на 1,1 млн т/г до 5,4 млн т/г. Кроме того, вырастет производство гидроочищенного вакуумного газойля и нефтяного кокса до 1,3 млн т/г и 635 тыс. т/г соответственно. Вакуумный газойль используется в качестве сырья в процессе нефтепереработки, а нефтяной кокс является ценным продуктом для предприятий черной и цветной металлургии.
Производство мазута благодаря модернизации будет прекращено полностью. В результате, существенно вырастет маржа переработки: если биржевая стоимость самого дешевого дизельного топлива на Санкт-Петербургской товарной бирже в конце прошлой недели составила 33 750 руб./т, то стоимость тонны топочного мазута – всего 7 330 руб./т.
Поскольку мощность комплекса глубокой переработки нефти составляет 2,1 млн т/г, а выпуск мазута на пермском НПЗ до недавнего времени составлял 1,8 млн т/г, то ЛУКОЙЛ планирует покупать дешевый мазут и перерабатывать его в нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью.
Представители ЛУКОЙЛа не стали комментировать в какие сроки компания рассчитывает окупить свои вложения в завод. Однако, если предположить, что разница в ценах на дизельное топливо и мазут сохранится на уровне 26 тыс. рублей, а курс доллара останется около 65 рублей, то получится, что благодаря модернизации завод ежегодно сможет получить около 400 млн долларов дополнительных доходов. Таким образом, компания сможет окупить вложения менее чем за три года. А если учесть, что помимо дизеля Пермский НПЗ будет производить и другие дорогостоящие нефтепродукты, то срок окупаемости может быть еще меньше.
Планы и их исполнение
Планы повышения глубины переработки есть у всех российских ВИНК. Однако, не всем эти планы пока остаются реализованными. Предприятия, которые также заявляли о намерениях довести глубину переработки нефти до рекордных уровней – ТАНЕКО в Нижнекамске и Туапсинский НПЗ – пока не смогли достичь поставленной цели, несмотря на масштабные инвестиции.
По результатам прошлого года глубина переработки на ТАНЕКО не превысила 75%. "Татнефть" - владелец предприятия – не отказывается от планов создания на базе ТАНЕКО нефтехимического комплекса глубокой переработки нефти, но реализация этого проекта переносится на более поздние сроки. Совокупные инвестиции в проект уже превысили 250 млрд руб.
На принадлежащем "Роснефти" НПЗ в Туапсе продолжаются работы в рамках второго этапа модернизации. Довести глубину переработки до 98% станет возможно только после завершения третьего этапа, поэтому сейчас говорить о таких высоких показателях не приходится. В прошлом году глубина переработки на Туапсинском НПЗ составила около 53%, а инвестиции в модернизацию и расширение производства – 57 млрд руб.