Марина Лобашова, заведующая лабораторией по разработке, исследованиям и испытаниям дизельных и судовых топлив ОАО «ВНИИ НП», разъясняет обозревателю RCC возможности выпуска дизтоплив, наиболее востребованных в России с учетом природно-климатических условий страны.
- Многие страны производят или импортируют в основном такие сорта топлив, которые приемлемы для природно-климатических условий этих стран. Как решается этот вопрос в России?
- Климатические условия России обуславливают большую потребность в высококачественных низкозастывающих дизельных топливах - до 40% от общего объёма производства. Однако, объемы выпуска низкозастывающих дизтоплив в РФ остаются крайне ограниченным, объемы составили в 2014 году только 15,8% зимнего топлива и 2,2% - арктического топлива.
Между тем, для зимних и арктических дизельных топлив разработаны особые требования к низкотемпературным свойствам, которые отображены в основном стандарте на дизтопливо ЕВРО - ГОСТ 32511-2013 «Топливо дизельное. Технические условия»; имеется также модифицированный по отношению к международному стандарту EN 590:2009 и соответствующий ГОСТ Р 52368. Кроме того, в 2014 году вступил в действие новый стандарт на топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное - ГОСТ P 55475.
- Какова роль присадок к этим видам дизтоплива?
- В ОАО «ВНИИ НП» проведены исследования по получению топлива для арктического климата класса 4 на базе топлива Дальневосточного федерального округа (ООО «РН-Комсомольский НПЗ»). Добавка утяжелённой дизельной фракции в количестве 4-5% способствовала повышению эффективности действия депрессорно-диспергирующей присадки; это связано с увеличением содержания высокоплавких н-парафиновых углеводородов с 0,05% до 0,2-0,25%.
- Вероятно, требуется жестокое соблюдение стандартов в сфере применения таких присадок?
- При использовании депрессорно-диспергирующих присадок следует иметь в виду, что они позволяют применять топливо только на 10 градусов ниже температуры его помутнения. Использование топлива с присадкой при температуре ниже рекомендуемого уровня приведёт к забивке фильтров грубой и тонкой очистки, и к расслоению топлива в резервуарах и баках машин. Это обусловлено механизмом действия этих присадок, которые диспергируют кристаллизующиеся углеводороды, причем, не снижая общего содержания их в топливе. Отмечу, что разница между предельной температурой фильтруемости и температурой помутнения в 10°С экспериментально установлена в результате испытаний и в холодильных камерах и в эксплуатационных условиях, проведённых в России и за рубежом.
Кроме того, одним из важнейших показателей качества дизельных топлив, содержащих депрессорно-диспергирующие присадки, является стабильность при холодном хранении. Именно это определяет возможность хранения дизельного топлива при низких температурах. Стабильность оценивалась двумя методами: по краткосрочному тесту ОАО «ВНИИ НП» и по методике длительного хранения в течение 3-х суток при температуре применения топлива.
Как показали исследования, при длительном хранении концентрацию присадки следует увеличивать в 1,5, а то и в 2 раза, в зависимости от качества базового дизельного топлива.
Проведенные исследования по получению топлив арктического климата класса 4 с помощью депрессорно-диспергирующих присадок позволили сделать вывод, что увеличение выхода арктических дизельных топлив можно достичь за счёт добавки высокоплавких н-парафиновых углеводородов, содержащихся во фракции дизельного топлива с высокой температурой кипения.