Введенные 10 января санкции США в отношении российского ТЭКа, в частности, танкеров, пока не повлияли на объем нефтяного экспорта, но могут снизить количество доступных для России судов, что в перспективе грозит падением доступности танкеров в мире в целом, пишет Международное энергетическое агентство (МЭА) в ежемесячном отчете.
Пока эти санкции не оказали существенного влияния на предложение нефти в мире, отмечает Интерфакс.
РФ продолжила загружать нефть и нефтепродукты на танкеры (в среднем 5,8 млн б/с в январе) на уровне декабря. Объемы российской нефти, находящиеся на борту, увеличились примерно на 7 млн баррелей с середины января до 32,8 млн баррелей 7 февраля, что в последний раз наблюдалось в январе 2024 года, но, по-видимому, происходит сезонно в январе или феврале.
10 января под санкции США подпали 183 танкера, из них 144 танкера, перевозящих нефть. Период сворачивания операций по доставке нефти, загруженной до 10 января, заканчивается 27 февраля, расчеты должны завершиться к 12 марта.
Танкеры, заблокированные в соответствии с новыми санкциями США, перевозили около 1,5 млн б/с российской нефти и около 200 тыс. б/с нефтепродуктов в 2024 году (в основном мазут), подсчитали в МЭА.
"Анализ Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) показывает, что погрузка на ранее санкционированные танкеры окончательно упала на 93%. Исходя из этого, активный теневой танкерный флот потеряет около 133 танкеров. Если торговля российской нефтью перейдет на легальные танкеры по ценам ниже ценовых потолков, фрахтование может ограничить доступность танкеров в целом. Недавнее обращение к баррелям с Ближнего Востока уже привело к росту ставок фрахта", - говорится в отчете.
Перевозка российской нефти не запрещена компаниям из стран G7, если она продается по цене не выше установленного ценового потолка - сейчас это $60 за баррель. Законодательство РФ запрещает отечественным компаниям торговать по ценовому потолку.