Минфин внес в правительство проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс (копия документа есть у «Ведомостей»), где предлагается увеличить ставки акцизов на топливо с 1 апреля на бензин на 2 руб. в расчете на литр, на дизтопливо – на 1 руб. В среднем акцизы на топливо с 1 апреля вырастут на 20%.
Одновременно предлагается повысить ставки на прямогонный бензин на 19,8% до 13 100 руб./т, а ставки акцизов на средние дистилляты приравнять к ставке акциза на дизтопливо в 5293 руб./т. Это позволит пресечь нелегальное производство бензина и не допустить создания схем по уклонению от уплаты акцизов путем продажи дизтоплива под видом средних дистиллятов, считает разработчик проекта.
Благодаря росту акцизов дополнительные доходы бюджета в 2016 г. составят 89,3 млрд руб., говорится в пояснительной записке. Минэкономразвития получило законопроект, сказал его представитель. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Проект закона может быть рассмотрен на заседании правительства в четверг, сказал федеральный чиновник. Рост акцизов – единственный способ пополнить дорожные фонды в текущей крайне сложной бюджетной ситуации, пояснял ранее представитель Минфина.
«Это [рост акцизов] не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом нетбэк, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», – успокаивал министр финансов Антон Силуанов (цитата по ТАСС). «Если цены на нефть вернутся к росту, мы предложим вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их», – говорил представитель министерства.
Автовладельцы, вероятно, не почувствуют увеличения акциза на дизельное топливо, так как это профицитный рынок, говорится в обзоре агентства «Аналитика товарных рынков». Но вот рост акциза на бензин приведет к увеличению экспорта, росту оптовых цен – нефтяным компаниям придется повысить цену товара на АЗС, чтобы сохранить рентабельность нефтепереработки, пишут эксперты.
В этом году с 1 января акцизы уже выросли: для бензинов 4-го класса – на 3,1% и 5-го класса – на 26,5% до 7530 руб./т топлива обоих видов; для дизтоплива – на 16,7% до 4150 руб./т. «Компании не переложили эту стоимость на наших потребителей», – говорил в конце января президент «Лукойла» Вагит Алекперов (цитата по «Интерфаксу»). При этом Алекперов подчеркивал, что в стоимости бензина цена нефти занимает лишь 9%, остальное – налоговая составляющая.
На бирже бензин дорожает с начала года. Так, владимирский индекс Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи на Аи-92 (отражает уровень цен в центральной части России) вырос на 12% до 36 052 руб./т, на Аи-95 – на 9,8% до 36 973 руб./т.
Топливо дорожает из-за роста налогов, девальвации рубля и стремления нефтяных компаний обеспечить равнодоходность внутреннего рынка с экспортом нефтепродуктов, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на материалы Минэнерго. В январе продажа топлива за рубеж была привлекательнее продаж в России. Из-за этого экспорт бензина вырос в сравнении с январем 2015 г. в 1,6 раза до 376 300 т, производство топлива выше 4-го класса сократилось на 2,5% по отношению к январю 2015 г. и на 5,7% по отношению к производственному плану (сообщило агентство «Аналитика товарных рынков» со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК). Импорт белорусского бензина в Россию остановился.
Розничные цены на топливо пока снижаются. В 2015 г. стоимость бензина на АЗС выросла на 4,8% при инфляции в 12,9%. ФАС ожидает роста цен на топливо на уровне или ниже инфляции, говорил недавно замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.