Минпромторг направил "Газпрому" на рассмотрение актуализированный совместно с ФАС и при участии трубных металлургических компаний стандарт закупок труб большого диаметра (ТБД). Предложение ведомства направлены на обеспечение равных прав поставщиков трубной продукции, следует из письма.

Минпромторг просит определить позицию "Газпрома" по изменениям стандарта и возможности его внедрения в практику закупок ТБД.

В качестве основных положений стандарта ведомство указывает следующие: необходимость проведения ПАО "Газпром" повторного аукциона на улучшенных условиях в случае, если первоначальная процедура закупки признана несостоявшейся; невозможность заключения ПАО "Газпром" договора с единственным поставщиком по итогам проведенной процедуры закупки (повторной процедуры закупки на условиях, отличных от условий, на которых была проведена процедура закупки); определение начальной минимальной цены в соответствии с формулой. 

В частности, стандартом устанавливается, что общий объем закупок ТБД "Газпромом" и его предприятиями у единственного поставщика не может превышать 10 тысяч тонн в течение года. Цена рассчитывается по формуле, оговоренной в документе.

Кроме того, проектом предлагается ограничить "Газпрому" объем закупки ТБД по краткосрочным договорам 15%, остальные объемы должны закупаться по долгосрочным контрактам. Объем одного лота закупки труб по долгосрочным договорам не должен превышать 120 тысяч тонн, а по краткосрочным – 10 тысяч тонн.

Трубные компании предлагают обеспечить им доступ к информации об изменении ценовых предложений в ходе аукционов. С победителем закупочной процедуры, предложившим наиболее низкую цену, заключается договор на поставку 60% ТБД от объема лота. Тот, кто занял второе место, имеет право на заключение договора на поставку 25% от объема лота. Занявший третье место получает право на 15%. Если последний отказался от участия, то его 15% переходят ко второму победителю. В случае если те, кто занял второе и третье место, отказались от участия, лидер аукциона получает право на поставку 100% объема лота.

В случае признания первоначального аукциона несостоявшимся необходимо проведение повторного на улучшенных условиях. При этом заключение договора с единственным поставщиком по итогам повторной закупки невозможно.

Изначальная версия стандарта была направлена "Газпрому" полтора года назад, еще до осложнения отношений между газовой монополией и поставщиками ТБД. Тогда "Газпром" не отреагировал на предложение о внедрении документа в практику закупок. В конце 2018 года он был актуализирован в целях необходимости сокращения практики закупок трубной продукции у единственного поставщика.

"Разработка и актуализация указанного стандарта обусловлена необходимостью минимизации практик закупок трубной продукции у единственного поставщика в целях обеспечения равнодоступности российских производителей ТБД к указанным процедурам и достижения баланса между интересами основного потребителя и производителями трубной продукции", — отмечается в письме Минпромторга.

СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ 

Охлаждение отношений между "Газпромом" и трубными компаниями возникло в конце 2017 года, когда "Газпром" расторг действующие контракты с ведущими поставщиками ТБД. По факту на рынке ТБД сложилась непростая ситуация, при которой по инициативе газовой монополии не обеспечиваются принципы честной конкуренции и отсутствия дискриминации, равного доступа производителей к закупкам естественных монополий и компаний с государственным участием.

При этом от неконкурентных аукционов страдают все. Производители ТБД – от падения загрузки; бюджеты регионов, где расположены трубные производства, – от снижения объема отчисления налогов и негативных социальных последствий. "Газпрому" это грозит ростом рисков по качеству продукции и неисполнением контрактов в целом.

Если стороны не договорятся, плохо придется и трубникам, и самому "Газпрому", полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Первые останутся без заказов, а второй вынужден будет покупать необходимые трубы за рубежом по более высоким ценам, чтобы не допустить срыва проектов.

"В случае несогласия, у трубопроизводителей есть рычаг давления – по совместительству они производят и листовой прокат, а компания, поставляющая трубы в "Газпром", его не имеет. Договорившись поставлять его по непривлекательным ценам, остальные игроки могут сорвать поставки труб по контракту ЗТЗ с "Газпромом", поскольку закупать листовой прокат за рубежом дорого и долго", — говорит он.

Кроме того, "Газпром" покупает и другие трубы, которые не производит ЗТЗ, а, к примеру, у "Северстали" или ЧТПЗ они есть. Поэтому компании могут в случае необходимости повысить цены на этот товар.

"Все дело не в монополии того или иного производителя, а, скорее, в желании "Газпрома" отрегулировать цену на трубы", – полагает  руководитель аналитического отдела БКС Глобал Маркетс Кирилл Чуйко. Если один производитель готов продавать дешевле, неудивительно, что покупать будут именно у него, несколько обвалив тем самым рынок.

В самом "Газпроме" на запрос не ответили.

РЕАКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Данная тема обсуждалась в Минпромторге в ноябре 2018 года. По итогам совещания была создана рабочая группа с участием представителей ФАС, "Газпрома" и компаний-производителей ТБД. На встрече рассматривались действующие механизмы закупок трубной продукции "Газпромом" и развитие конкуренции.

Участники обратили внимание, что в общем объеме закупок на 2018 год доля сделок по конкурсу составляет 71% против 81% годом ранее, а доля закупок у единственного поставщика увеличилась с 19% до 29%. При этом в закупках на 2019-2020 годы на долю единственного поставщика приходится уже 99%.

В целом в январе-октябре 2018 года по результатам неконкурентных закупок у единственного поставщика "Газпромом" были размещены заказы на поставку ТБД на общую сумму более 54 млрд рублей для нового строительства и ремонтно-эксплуатационных нужд.

В период с ноября по февраль состоялось несколько встреч для обсуждения проекта стандарта закупок ТБД. Изначально Минпромторг рассчитывал, что к 11 февраля документ будет направлен в "Газпром", а 25 февраля газовая монополия проинформирует членов рабочей группы о результатах рассмотрения стандарта и представит рекомендации по его внедрению в практику закупок. Если консенсуса достичь не удастся, вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании комиссии по черной металлургии, которую возглавляет премьер Дмитрий Медведев.

ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ

Эксперты отмечают, что мощности российских трубных заводов втрое превосходят потребности рынка ТБД и составляют 2,96 млн тонн. При этом на российский рынок в первом полугодии было поставлено 1,03 млн тонн ТБД при экспорте 609 тысяч тонн, а во втором полугодии, как ожидается, будет отгружено 868 тысяч тонн ТБД при экспорте 125 тысяч тонн. По прогнозам, в 2019 году на внутренний рынок будет поставлено 925 тысяч тонн как в первом, так и во втором полугодии.

"В 2018 году после двухлетнего снижения рынка ТБД потребление этих труб в стране выросло на 18%, до 2,06 млн тонн. Внутренний спрос на ТБД стимулировало строительство "Газпромом" второй нитки газопровода Грязовец-Выборг и увеличение поставок для ремонтно-эксплуатационных нужд "Транснефти". Ожидается, что в среднесрочной перспективе отгрузки ТБД на российский рынок могут сохраниться на том же уровне, — говорит директор ФРТП Игорь Малышев. – В 2019 году российские трубные компании могут начать поставки своей продукции для газопроводного проекта "Сила Сибири-2". В связи со значительной протяженностью этого газопровода для его строительства потребуется в общей сложности более 1 млн тонн ТБД. Также в 2019 году планируется поставка "Газпрому" 250 тысяч тонн ТБД в рамках расширения мощностей газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток".

"Для загрузки производственных мощностей трубникам необходимо развивать экспортные направления и искать новые возможности, причем не только в нефтегазовой сфере", — отмечает собеседник "Прайма". "Насколько я знаю, китайцы рассчитывают на прогресс в переговорах по строительству магистрального водовода из РФ в Китай. По оценкам китайских экспертов, для реализации проекта потребуется около 2 млн тонн стальных труб", — сказал Малышев.

Ранее китайская Ассоциация по сотрудничеству между Россией, Восточной Европой, Центральной Азией и КНР обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением на межправительственном уровне обсудить возможность решения проблемы дефицита воды в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая за счет переброски водных ресурсов из Алтайского кра. Основным способом, по мнению китайских экспертов, является строительство магистрального водовода из РФ в КНР транзитом через Казахстан, а также применение инновационных технологий, повышающих эффективность использования водных ресурсов.

Общая мощность водовода может составить до 2,4 млрд кубометров в год, а его протяженность – 1200-1500 км. Реализация проекта должна сократить дефицит водных ресурсов на приграничных территориях Казахстана и КНР минимум на 50%.