нпз

Многие отрасли российской промышленности пострадали в результате ухода из нашей страны значительного числа европейских и американских компаний, которые "унесли с собой" и свои технологии.

Однако нефтепереработка чувствует себя не только не хуже, но в чем-то даже лучше многих других секторов. Так, в 2022 году было переработано 270 млн т нефти – не намного меньше, чем в 2021-м.

А выпуск светлых нефтепродуктов даже несколько увеличился. Это говорит о том, что критичного удара по отрасли на сегодняшний день не нанесено.

Глобальная перестройка и десять тысяч соглядатаев

В 2022 году санкции нефтепереработки еще не коснулись, они начали действовать лишь 5 февраля текущего года. Причем пока это относительно мягкие ограничения, которые могут быть ужесточены уже в мае, когда под санкциями окажется вся линейка российских нефтепродуктов, а не только основные, такие как дизель. Новая редакция санкций предполагает, например, ограничения в отношении парафинов и церезинов.

На данный момент российские нефтепродукты неплохо продаются, хотя уже есть некоторое затоваривание. При этом можно выделить три продукта, с реализацией которых в будущем могут возникнуть трудности. Первый из них – дизельное топливо, избыток которого составляет 35 млн т в год (для внутреннего рынка нужно только 50% от производимых объемов), второй – мазут (избыток 30 млн т), третий – прямогонный бензин (6 млн т). Все эти избыточные объемы ранее поставлялись в Европу, но сейчас закупки прекращены в связи с введением эмбарго, пишет itek.ru.

При реализации самого негативного сценария России придется значительно сокращать переработку – с 270 млн т в 2022 году до примерно 200 млн т в 2023-м, то есть на 30%. Если же нефтяные компании хотят сохранить прошлогодний уровень производства, то им необходимо активнее заниматься поиском новых рынков сбыта для своих нефтепродуктов.

Раньше мировой рынок нефтепродуктов был сбалансирован, однако теперь ситуация изменилась. Если Европа отказывается покупать российские нефтепродукты, европейцам придется брать их где-то еще. Производители, которые ранее поставляли свои продукты в Азию и Африку, переключатся на Европу. Это Индия, Саудовская Аравия и Китай. Соответственно, Азия и Африка останутся без топлива, и эту нишу сможет занять Россия.

азВ то же время Россия сможет нарастить поставки нефтепродуктов на северо-восток Китая. Этот регион испытывает нехватку в дизеле, и Китай может нарастить закупки из России при наличии дисконта. Также наши нефтепродукты активно покупает Турция – и перепродает.

Крупными азиатскими рынками возможности не ограничиваются. По данным Reuters, в 2023 году резко вырос экспорт российских нефтепродуктов в Сингапур. По итогам первого квартала этот город-государство закупил почти в три раза больше российской нафты, чем за аналогичный период прошлого года. А закупки дизеля из РФ только за март составили 46 тыс. т, тогда как за весь 2022 год поставки составляли лишь 20 тыс. т. Сейчас ощущается также нехватка нефтепродуктов в Иране, поэтому можно увеличивать поставки и в эту страну.

Помимо азиатского и африканского сейчас рассматривается даже латиноамериканское направление. То есть возможностей для расширения географии экспорта нефтепродуктов у России вполне достаточно, хотя данный процесс может занять несколько лет. Причем он может быть осложнен рядом факторов. Во-первых, согласно сообщениям СМИ, Европейский союз и Соединенные Штаты наняли порядка 10 тыс. контролеров, которые специально будут отслеживать, куда будут идти российские нефтепродукты.

Результаты такого контроля могут подтолкнуть Запад к еще большему ужесточению санкций в отношении российской нефтепереработки. Впрочем, покупатели со своей стороны постараются максимально скрыть происхождение нефтепродуктов.

Во-вторых, проблемой является платежеспособность новых контрагентов. Например, страны Африки не смогут платить за нефтепродукты столько же, сколько государства ЕС. Поэтому здесь, как и в случае с нефтью, придется применять практику дисконтов.

Что у нас есть и чего у нас нет

Некоторые западные компании, поставлявшие ранее технологии и оборудование для российских НПЗ, после введения санкций не исполнили свои обязательства по контрактам и даже не вернули полученную предоплату! Тем не менее обстановка в российской нефтепереработке остается устойчивой.

Однако с точки зрения технологий в отрасли существуют три болевые точки: компрессоры, насосы и автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП). Ранее данное оборудование в огромных количествах закупалось за рубежом, но сейчас его производство налаживается в России. Кроме того, осуществляются поставки из Китая. Так что дефицит в этих сферах может быть достаточно быстро преодолен.

Еще одна сложная задача – кадровое обеспечение отрасли. Получилось так, что в последние годы мы фактически готовили специалистов не для себя, а для зарубежных стран. Переход на болонскую систему образования был задуман именно для того, чтобы выпускников российских вузов принимали на работу за рубежом. И поэтому сегодня в отрасли ощущается существенный кадровый голод.

Цель – углубление

Российская нефтепереработка рискует утратить баланс, потому что далеко не все компании имеют высокую долю выхода светлых нефтепродуктов. У большинства из них глубина переработки либо средняя, либо ниже средней. Риск заключается в том, что если мазут станет некуда девать, то перерабатывать нефть будет бессмысленно. А это уже скажется и на производстве светлых нефтепродуктов. Поэтому самое правильное сейчас – продолжать развивать глубокую переработку, чтобы сократить выход гудрона и мазута. Нужно модернизировать НПЗ с целью наращивания выпуска бензина, керосина и дизельного топлива.

Процесс модернизации мощностей уже идет. В этом плане очень серьезной поддержкой для отрасли стали обратные акцизы. Благодаря данному механизму компании уже вернули себе около 1 трлн рублей.

Кроме того, России необходимо строить новые НПЗ, чтобы перерабатывать большую часть нефти в стране и тем самым производить продукты с высокой добавленной стоимостью. Причем ставить заводы нужно возле морских портов, и это должны быть крупные предприятия мощностью под 60 млн т в год (аналогичное предприятие недавно построили в Индии). Благодаря эффекту масштаба себестоимость продукции снизится, что повысит ее конкурентоспособность на мировом рынке.

И, наконец, нужно перестраивать внутреннюю структуру потребления нефтепродуктов, стимулируя спрос в первую очередь на дизельное топливо (для этого можно, например, переводить на дизель морские и речные суда).