Цены на газ в Европе могут упасть до минимума, считает аналитик Oxford Institute for Energy Studies (OIES) Майк Фулвуд. Уже в III квартале этого года из-за избыточного предложения сжиженного газа (СПГ) цены на самых ликвидных хабах Европы – британском NBP и нидерландском TTF упали примерно до $140 за 1000 куб. м, пишет Фулвуд. Между тем в США будут вводиться новые мощности по производству СПГ, что приведет к росту перепроизводства. Поэтому к середине 2020 г. цены на газ в Европе могут снизиться еще почти вдвое – примерно до $71 за 1000 куб. м, допускает Фулвуд. Поставщики американского СПГ в Европу будут нести при этом настолько большие убытки, что производство на некоторых заводах США может остановиться. Опасения Фулвуда разделяет глава СПГ-дивизиона международного трейдера Vitol Пабло Галанте Эскобар. Старший редактор международного ценового агентства Argus Мэтт Дринкуотер считает такой ценовой сценарий правдоподобным.

Почему падают цены

Поставки СПГ в Европу растут три года подряд. Причем если раньше основные объемы поставлялись в Азию, то в этом году из-за спада спроса на этих рынках и торговой войны между США и Китаем поставки в Европу растут опережающими темпами. Так, по данным Еврокомиссии, в первом полугодии поставки СПГ из США составили 7 млрд куб. м в регазифицированном виде, что почти вдвое больше, чем за весь предыдущий год. Параллельно до рекордного уровня – 97,8%, по данным онлайн-платформы GIE, заполнены подземные хранилища, на конец октября там было свыше 103 млрд куб. м газа.

Но поднимать газ из хранилищ Европа не спешит. Пока здесь стоит теплая погода. А европейские национальные метеорологические центры прогнозируют, что как минимум первая половина зимы 2019/20 г. будет мягче среднегодовых показателей. Наконец, сохраняются опасения по поводу возможных перебоев с поставками российского газа через Украину с нового года. Состоявшиеся вчера, 28 октября, трехсторонние переговоры между делегациями России, Украины и ЕС не привели к каким-либо результатам.

Остановки производства СПГ в США очень вероятны, рассказал Эскобар в интервью отраслевому изданию Petroleum Economist, «если только у нас не возникнет серьезная проблема между Россией и Украиной по возобновлению транзита газа после истечения в декабре действующего контракта». «Мы считаем, что очень высокие запасы в Европе сохранятся и хранилища [СПГ непосредственно на заводах] могут переполниться в самое ближайшее время, – цитирует Эскобара издание. – Если не будет замечен серьезный сбой в поставках, мы не думаем, что даже холодной зимы будет достаточно, чтобы спасти рынок в следующем году».

В Argus пока не дают ценовых прогнозов на следующий год. Но рынок СПГ уже страдает от перепроизводства, говорит Дринкуотер. Частично избыток предложения СПГ объясняется падением спроса в Латинской Америке, что во многом связано с увеличением собственной добычи газа в регионе. Снижение же производственных индексов в некоторых ключевых странах – импортерах СПГ в Северо-Восточной Азии указывает на замедление экономического роста. Дальнейшее увеличение экспортных мощностей СПГ не будет сопровождаться ростом спроса в других странах мира, предполагает Дринкуотер. «Пока рано говорить, сталкиваемся ли мы с глобальным спадом в результате продолжающейся торговой напряженности, – указывает Дринкуотер. – Но производственная деятельность остается ключевым компонентом спроса на энергию, и поэтому любые значительные экономические препятствия могут привести к снижению общего потребления энергии, в том числе СПГ». Гибкость же европейского рынка снизилась, считает Дринкуотер, и сейчас в большей степени зависит от заполненности хранилищ.

При этом даже небольшое снижение цен в Европе до $115–130 за 1000 куб. м будет губительно для американских поставщиков СПГ. Они не смогут компенсировать продавцам даже транспортные расходы, делится расчетами Дринкуотер.

Чем падение цен грозит «Газпрому»

Европа – ключевой рынок для «Газпрома». В 2018 г. в страны дальнего зарубежья компания поставила 201,9 млрд куб. м трубопроводного газа при добыче 497 млрд куб. м. На «Газпром» пришлось 68% всего импорта газа Европой и 37% потребления. При этом на поставки в Европу пришлось почти $50 млрд, или около 40% выручки компании. 

«Газпром» не раскрывает себестоимости экспортных поставок. По оценкам аналитиков, порог безубыточности при поставках «Газпрома» находится на уровне около $100 за 1000 куб. м.

Но исключительно к спотовым котировкам привязана лишь треть контрактов «Газпрома», говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Поэтому эффект даже от двукратного падения цен не будет катастрофическим. Но снижение среднегодовых спотовых цен на каждые $36 за 1000 куб. м будет соответствовать уменьшению экспортной выручки «Газпрома» «ориентировочно на $4–5 млрд при условии неизменности цен на нефть, к которым по-прежнему привязана часть контрактов».

При этом Маринченко уверен, что период сверхнизких цен на газ возможен «только в течение очень ограниченного периода»: «[Они] не устроят даже «Газпром», который является наиболее конкурентоспособным по издержкам поставщиком газа в Европу». Он ожидает, что после того, как рынок сбалансируется, цены в течение года-двух вновь превысят уровень в $200 за 1000 куб. м, пишут Ведомости.