Российский рынок ароматических углеводородов продолжает оставаться очень перспективным - впрочем, такая ситуация наблюдается уже несколько лет, но потенциал все еще не реализован. Участники отрасли по-прежнему не предпринимают решительных действий для увеличения объемов производства и расширения сбыта. Обратной же стороной такой пассивности является сбалансированность, которая в нынешних кризисных условиях особенно ценна.
Компания CREON Energy 6 октября провела Девятую международную конференцию «Ароматика 2015». Генеральным информационным партнером выступил журнал «Нефть России».
Приветствуя участников мероприятия, генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что в этом году ключевая проблема отрасли – высокая волатильность. Ее основными причинами стали такие факторы, как падение цен на нефть, резкие колебания валютных курсов и вступивший в силу в 2015 г. налоговый маневр. Все эти аспекты, разумеется, оказали воздействие на рынок, но в целом не изменили его конфигурацию. Г-н Тургунов особо отметил тот факт, что не подтвердились опасения экспертов по поводу налогового маневра: его влияние на рынок ароматики оказалось минимальным.
В 2015 г. маржа нефтепереработки в России снизилась на $5/барр. по сравнению с показателем 2014 г. Такие данные сообщил менеджер Московского нефтегазового центра EY Дмитрий Дзюба. При этом на налоговый маневр пришелся только $1 от этой разницы, остальные $4/барр. связаны с неблагоприятной конъюнктурой рынка.
Эксперт отметил, что тенденции в российской нефтепереработке кардинально отличаются от ситуации за рубежом: в Европе при падении стоимости барреля доходность нефтепереработки повышается, у нас же - за счет механизма экспортных пошлин - падает. В 2004-2014 гг. объем переработки увеличился на примерно на 50% (+95 млн т). При этом глубина изменилась незначительно, по итогам 2014 г. она составила порядка 73%.
По словам г-на Дзюбы, первые результаты налогового маневра видны уже сейчас: отрасль оптимизирует операционную деятельность, объем первичной переработки и производство темных нефтепродуктов сокращается. Так, мазута за 8 месяцев 2015 г. произведено на 8% меньше, чем за аналогичный период 2014 г.
«В целом наибольшее влияние на конъюнктуру внутреннего рынка оказывает не столько налоговый маневр, сколько макроэкономические параметры (ситуация на рынках сырья и валютные курсы) и разовые события, например, аварии на заводах. Влияние же маневра иногда бывает переоценено», - резюмировал докладчик.
В результате реализации налогового маневра изменилась структура поступлений от акцизов в бюджет РФ: доля поступлений от акцизов на бензин и дизельное топливо уменьшилась. Такие данные сообщил директор отдела налогообложения топливно-энергетических компаний PriceWaterhouseCoopers Андрей Солдатенко. Появились новые подакцизные товары бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин. Природный газ признается подакцизным товаром, если его налогообложение предусмотрено международными договорами РФ.
Эксперт осветил механизм работы «отрицательных» акцизов, которые переработчики получают при использовании в производстве продуктов нефтехимии прямогонного бензина или ароматических углеводородов. Для этого налогоплательщикам необходимо свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом, ортоксилолом. В случае превышения налоговых вычетов над суммой налога разница подлежит возмещению налогоплательщику либо зачету (в счет недоимки по акцизам или иным налогам). При оприходовании прямогонного бензина, произведенного в структурном подразделении организации, в отличие от приобретения прямогонного бензина, вычет применяется в любом случае. Суммы вычетов акциза, связанные с применением повышенного коэффициента вычета, будут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационного дохода.
Андрей Солдатенко прокомментировал и тему возможного пересмотра параметров налогового маневра, а именно – переноса сроков снижения экспортной пошлины на нефть. По мнению PriceWaterhouseCoopers, вероятность таких изменений крайне мала.
Обзор рынка ароматических углеводородов представил заместитель директора по маркетингу компании «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин. Существенных изменений на рынке орто- и параксилола не произошло. Объем производства по итогам 8 месяцев 2015 г. несколько увеличился за счет увеличения загрузки КПА Омского НПЗ и составил: параксилола - 216 тыс. т, ортоксилола - 146 тыс. т. Весь дополнительный объем производства был отправлен на экспорт, который составил: параксилола - 84 тыс. т, ортоксилола - 60 тыс. т.
На рынке толуола суммарный объем выпуска по сравнению с прошлым годом также не изменился значительно (92.2 тыс. т), однако доли производителей перераспределились: «Омский НПЗ» значительно увеличил производство, а «ЯНОС» и «ПНОС» сократили. По мнению эксперта, это связано с графиками ремонтов и общим балансом бензинов и ароматики на предприятиях. Потребление толуола в «нетопливных» сегментах (производство ТНТ, масел, каучуков) продолжает снижаться, а потребление в «топливном» сегменте - расти. Экспорт традиционно отсутствует.
По итогам 2015 г. производство бензола в России прогнозируется на уровне 1.2 млн т, прирост по сравнению с 2014 г. составит 30 тыс. т. Основной причиной этого станет увеличение объемов производства на «Сибур-Кстово» и «Ставролене». В 2016 г. ожидаемый уровень производства бензола достигнет 1.23 млн т, потребление - 1.19 млн т. При этом эксперт подчеркнул, что в целом рынок в 2016 г. будет сбалансированным, т.к. подсчет прогнозируемых объемов выпуска идет на основе имеющихся мощностей, однако вряд ли они будут загружены на 100%. Таким образом, сделал вывод эксперт, картина на рынке бензола не изменится, и премия к экспортному паритету будет определяться локальным балансом спроса/предложения в соответствующий временной период.
По ходу доклада еще раз было подчеркнуто отсутствие четкой корреляции между ценами внутреннего рынка ароматики и экспортным паритетом, что свидетельствует об отсутствии четко выраженного влияния налогового маневра цены рынка. Утвержденная редакция «налогового маневра» не потребовала изменения существующих бизнес схем, а все переработчики ароматики получили необходимые свидетельства и получают акцизный вычет. С учетом всего этого, по мнению докладчика, можно говорить о том, что маневр не оказал практически никакого влияния на рынки ароматических соединений.
С прогнозом по рынку бензола согласен и генеральный директор компании «Бензол» Андрей Семушин: «Кроме возможного незначительного увеличения существующих мощностей по потреблению бензола каких-либо новых проектов никто из потребителей не заявлял».
Так, компания «КуйбышевАзот» по итогам 2015 г. не планирует увеличивать потребление бензола. Как рассказал заместитель начальника управления по закупкам Сергей Орехов, в следующем же году рост потребления составит 2-2.5 тыс. т/месяц, что связано с пуском установки циклогексанона. Сейчас завершаются монтажные работы на энергоэффективном производстве циклогексанона по технологии голландской компании DSM. Г-н Орехов отметил, что суммарный объем производства продукции в 2016 г. ожидается на уровне 210 тыс. т/год, что на 20 тыс. т превысит показатель 2015 г.
Между тем на российском рынке ароматики могут появиться новые игроки. «Атырауский НПЗ» в октябре 2015 г. начал выпуск параксилола, первая партия продукта получена в ходе опытно-промышленных работ на комплексе по производству ароматических углеводородов (КПА). Об этом сообщил Нурлан Даукенов, директор департамента координации внешнеторговых операций «Казмунайгаз - переработка и маркетинг». На рынок товарная партия может поступить в ближайшей перспективе, предприятие уже прорабатывает вопрос реализации и ведет переговоры с потенциальными потребителями параксилола в России и других странах.
Завод выпускает и бензол, максимальная мощность установки по этому продукту составляет 133 тыс. т/год.
В России на данный момент существуют два основных производителя параксилола – «Башнефть» в Уфе и «Газпром нефть» в Омске, рассказал Антон Гальминас, региональный директор по продажам катализаторов UOP. Оба предприятия озвучивали планы по модернизации производств. «Башнефть» намерена увеличить выпуск ТФК до 600 тыс. т/год, а дня этого дополнительно требуется 400 тыс. т параксилола.
Компания UOP предлагает улучшенные технологии, которые позволяют без глобальных затрат эффективно расширять производство параксилола (со 165 до 265 тыс. т/год). Однако российские предприятия не спешат воспользоваться этой возможностью. По мнению г-на Гальминаса, это связано с отсутствием дополнительного спроса на продукт, а также высокими акцизами и пошлинами.
Существуют два метода извлечения бензола и толуола - жидкостная экстракция и экстрактивная ректификация. Последняя обладает такими преимуществами, как меньшие капитальные затраты и меньшее количество оборудования, а также большая гибкость процесса. Как сообщил руководитель проектов по процессам разделения Sulzer Chemtech Борис Никифоров, в целом экстрактивная ректификация позволяет выделять больше ксилолов, но меньше бензола по сравнению с жидкостной экстракцией. Также компания разработала технологию выделения ароматических углеводородов из коксового газа.
Свои наработки в области получения ароматики представила и GTC Technology. По мнению директора представительства в России GTC Technology Игоря Рогова, внедрение энергосберегающих технологий медленно, но верно приводит к снижению спроса на природный газ в экономически развитых странах, и эта тенденция уже является общемировой. Одним из вариантов использования невостребованного природного газа является превращение его в продукты нефтехимии с высокой добавленной стоимостью. Компания разработала технологию, в которой сырьем для производства нефтехимической продукции является природный газ. На выходе можно получить разнообразные продукты (ароматику, пропилен, бутадиен, этилбензол и стирол). Эта технология может стать перспективным направлением развития российской нефтегазохимии.
Г-н Рогов рассказал, что в настоящее время в России в стадии проектирования находится несколько установок пиролиза тяжелого сырья для производства этилена. В то же время эффективному использованию побочных продуктов пиролиза не уделяется достаточно внимания. Внедрение современных технологий извлечения и очистки тяжелых продуктов пиролиза может обеспечить более 50% валовой прибыли при эксплуатации этих установок. Это даст российским производителям существенное конкурентное преимущество перед компаниями из США и Ближнего Востока, которые пока выигрывают за счет использования дешевого газового сырья.
Более половины углеводородного сырья добывается на малых и средних нефтегазовых месторождениях, поэтому потребность в малотоннажных установках по переработке ПНГ возрастает, рассказал заместитель генерального директора компании «РНТ» Сергей Филипченко. В долгосрочном плане необходимо создание различных по производительности малотоннажных установок по переработке ПНГ: классических ГПУ (газофракционирование), установок GTL и установок ароматизации пропан-пентановой фракции ПНГ. Но несмотря на наличие ряда отечественных разработок в этой области, пока ни одна из них не доведена до уровня отработанной промышленной технологии. Финансирование идет на уровне частных инвестиций при полном отсутствии государственных. Один из примеров – разработка компанией «РНТ» блочно-модульной установки ароматизации максимальной производительностью 50 тыс. т/год, которая работает в Самарской области.
Теме получения ароматических углеводородов из ПНГ и ШФЛУ был посвящен и доклад Геннадия Ечевского, заведующего лабораторией каталитических превращений углеводородов Института катализа им. Борескова. Там разработана технология «Бициклар», которая позволяет получать ароматические соединения из ПНГ, факельных газов и других углеводородных смесей. Технология основана на применении модифицированных цеолитсодержащих катализаторов с оригинальной морфологией цеолитных кристаллов, обеспечивающих высокий выход ароматических соединений. Она позволяет осуществлять совместную переработку олефиновых и парафиновых углеводородов и характеризуется низкими энергетическими затратами.
Старший научный сотрудник ОИВТ РАН Марина Навалихина рассказала о реформулировании бензинов, дизельных и авиационных топлив с помощью вторичных стадий ароматизации н-парафинов и деароматизации сырья на новых Ni-катализаторах.