Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в апреле 2023 года составили 107,2 млрд рублей, тогда как в апреле 2022 года они равнялись 450,3 млрд рублей, говорится в материалах о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов бюджета на сайте Минфина.
Таким образом, при скорректированном с начала апреля 2023 года демпфере выплаты нефтяникам из бюджета оказались даже выше предыдущего месяца. Аналогичные выплаты нефтяникам в марте 2023 года составили 96,7 млрд рублей (152,8 млрд рублей за аналогичным период 2022 года), пишет Интерфакс.
В январе-апреле 2023 года выплаты составили 360,5 млрд рублей против 801,9 млрд рублей в соответствующем периоде предыдущего года.
С 1 апреля 2023 года вступил в силу скорректированный демпфер по бензинам и ДТ - увеличен с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, а также вступил в действие ценовой дифференциал при расчете демпфера по ДТ с пределом в $10 за баррель.
Исследовательская группа "Петромаркет" ранее оценила выплаты нефтяным компаниями из бюджета в апреле в размере 100 млрд рублей, а экономию бюджета - в 26,5 млрд рублей. При этом эксперты подчеркивали, что апрельские скорректированные параметры топливного демпфера незначительно сказались на прибыльности НПЗ - маржа переработчиков в апреле продолжала находиться на высоких уровнях, порядка 11-12 тысяч рублей/т, что всего на 1 тысячу рублей/т ниже значения величины, рассчитанной при прежних формулах демпфирующих надбавок.
Именно тот факт, что апрельская корректировка демпфера не дает серьезной экономии бюджета, стал причиной для обсуждения более радикального изменения параметров этого механизма.
В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что топливный демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков, и - чтобы исправить эту ситуацию - Минфин предлагает снизить его в два раза, с июля 2023 года по июль 2024 года. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.
Как сообщалось, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу по итогам 2022 года составили 2,16 трлн рублей. В 2021 году они равнялись 674,5 млрд рублей. В 2020 году из-за рыночной конъюнктуры нефтяники заплатили в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд рублей. В 2019 году бюджет заплатил нефтяным компаниям по демпферу 282,2 млрд рублей.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. До апреля 2023 года он рассчитывался по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная - нефтяники платили в бюджет. Однако санкции против РФ привели к тому, что некорректно стало считать экспортную стоимость российских нефтепродуктов, а российская нефть Urals стала торговаться с дисконтом. В настоящее время Минфин ищет оптимальную формулу топливного демпфера, чтобы увеличить экономию бюджета РФ, но и резко не ухудшить экономику нефтеперерабатывающих заводов, а также всего топливного рынка.