Как стало известно "Ъ", краснодарское ООО "Нефтегазиндустрия", которому принадлежит Афипский НПЗ, хочет построить терминал для экспорта нефтепродуктов мощностью 11 млн тонн в год в порту Новороссийска. Компания намерена протянуть туда трубопровод от НПЗ и переваливать прежде всего дизельное топливо. Аналитики оценивают стоимость проекта на уровне $1 млрд и верят в его целесообразность только при условии господдержки. В самом порту, где уже есть два терминала по перевалке нефтепродуктов, новый проект называют как минимум неэффективным.

Вчера Минтранс опубликовал проект распоряжения правительства о расширении границ морского порта Новороссийск за счет включения в его состав земельных участков для строительства терминала для экспорта нефтепродуктов мощностью до 11 млн тонн в год. В порту Новороссийска уже работают ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМПТ) и Delo Ports Сергея Шишкарева. Глава НМТП Радо Антолович отказался комментировать проект, лишь отметив, что территория порта почти полностью застроена и места для запуска еще одного крупного терминала нет. Глава совета директоров Delo Ports Тимофей Телятник тоже "с трудом представляет себе, где в порту Новороссийска можно построить такой терминал".

В распоряжении "Ъ" оказались дополнительные материалы к проекту распоряжения, из которых следует, что инициатором строительства терминала выступает ООО "Нефтегазиндустрия". Компания хочет построить его в Цемесской бухте, в районе мыса Пенай. Через терминал планируется переваливать прежде всего дизельное топливо — 7 млн тонн в год, а также бензин или мазут — еще около 3,5-4 млн тонн. Ожидаемое количество судозаходов — 181 в год. Доставка нефтепродуктов будет идти по трубопроводам, построенным от Афипского НПЗ. Для пересечения Маркотхского хребта предполагается сооружение тоннеля длиной 3,5 км.

В "Нефтегазиндустрии" и Минтрансе комментировать проект отказались. Компания известна тем, что в 2010 году приобрела Афипский НПЗ у структур Олега Дерипаски. Сейчас предприятие может перерабатывать 430 тыс. тонн сырой нефти в месяц. Производит бензин, дизель, мазут. После покупки завода представители "Нефтегазиндустрии" обещали вложить более $2 млрд в его развитие. Сейчас "Транснефть" строит ветку к НПЗ, ее мощность должна составить 5 млн тонн в год, стоимость проекта оценивается в 4 млрд руб. (пока завод большую часть сырья получает по железной дороге). Запуск трубы планируется к лету 2013 года. От порта Новороссийска до НПЗ примерно 150 км.

По данным "СПАРК-Интерфакс", 99% долей ООО "Нефтегазиндустрия" принадлежат кипрской Lakescope Limited, 1% — Windport Limited. Выручка в 2011 году составила 24,7 млрд руб., чистая прибыль — 3,4 млрд руб. Гендиректор — Алексей Гладков. Он же возглавляет ООО "Нефтегазиндустрия-инвест" и ООО "Нефтегазиндустрия-менеджмент". После сделки ряд СМИ связывали "Нефтегазиндустрию" с экс-совладельцем Промстройбанка, заместителем министра регионального развития Владимиром Коганом. Источник  на рынке добавил, что его партнером по проекту может быть Илья Клебанов.

Сейчас в порту Новороссийска достроен мазутный терминал на 4 млн тонн (совместный проект Gunvor и НМТП), есть также "Импортпищепром", который способен переваливать около 5 млн тонн дизельного топлива в год. Они получают продукцию по железной дороге. По трубе "Транснефти" в порт поступает сырая нефть на Шесхарис, который способен переваливать около 50 млн тонн в год. В самом порту появлению очередного терминала не слишком рады. "В условиях наблюдающегося профицита мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов инвестиции в перевалку дополнительных 11 млн тонн, в том числе из федерального бюджета на гидротехнические сооружения, мы считаем неэффективными. Упомянутого объема нефтепродуктов на экспортном направлении азовско-черноморского бассейна дополнительно образоваться в принципе не может",— заявили вчера  в НМТП.

"В районе мыса Пенай есть место для строительства терминала, но там нужно строить причал и реально бурить тоннель,— говорит один из стивидоров.— К тому же труба для дизеля постоянно должна подогреваться. Не верится, что такой проект можно окупить в принципе". Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" оценивает объем вложений в проект на уровне $1 млрд. "Единственное, чем можно объяснить логику проекта,— наличие НПЗ, с которого будут идти гарантированные объемы нефтепродуктов. Но в любом случае окупаемость составит порядка десяти лет",— считает аналитик. Источник  на рынке уточняет, что "в проект можно поверить, если компания получит под него господдержку, особенно учитывая ее возможных бенефициаров".