Дороги по-прежнему остаются одной из главных российских бед, однако в последние годы государство всерьез занялось ее решением. Способствовать этому должен реализуемый Росавтодором комплекс мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автодорог. Для этого отрасль необходимо обеспечить качественными вяжущими, разработка и внедрение которых и являются сейчас приоритетом для рынка.

Компания CREON Energy 12 ноября провела Четвертую международную конференцию «Битумы и ПБВ 2015». Генеральным информационным партнером выступил журнал «Нефть России».

В приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что в нынешнем году тематика конференции значительно расширена – помимо рынка битумов участникам предлагается обсудить и сегмент вяжущих. Это связано с тем, что обычный битум в современных реалиях уже не может рассматриваться как самостоятельный продукт: компании научились с ним работать и готовы дальше совершенствовать свои технологические процессы. Улучшить качество дорожного покрытия и повысить его износостойкость может применение ПБВ. Именно полимерные вяжущие сегодня определяют развитие рынка. Например, крупнейшая российская нефтяная компания всерьез сосредоточилась на сегменте ПБВ, модернизируя свое производство для удовлетворения рыночного спроса. Каковы в целом требования потребителей и насколько выпускаемая продукция им соответствует – г-н Тургунов предложил обсудить участникам мероприятия. Также среди заявленных тем – проблема сохранения качества ПБВ при транспортировке и хранении.

Корпорация «Технониколь» является одним из ведущих российских производителей полимерно-битумных вяжущих, рассказал ее технический директор Владимир Плишкин. По его словам, особенностью современного российского рынка ПБВ является нестабильность качества исходного сырья. Пробы на входе показывают, что при соответствии нормативным требованиям битумы, поступающие на заводы «Технониколь», подчас сильно отличаются по своим реологическим свойствам. Эти скачки качества крайне нежелательны для переработчиков, которые, в свою очередь, призывают производителей провести работу над ошибками и обеспечить стабильность качества поставляемых битумов.

Проблемы с качеством не обходят стороной и сегмент ПБВ. По словам докладчика, сейчас только в Центральном регионе действуют 44 производителя полимерно-битумных вяжущих - и далеко не все они строго соблюдают стандарты на выпускаемую продукцию. Поэтому помимо государственных стандартов и сертификации необходимо отслеживание качества со стороны самих потребителей. Прежде всего, это входной контроль на АБЗ, который предполагает исследование образцов продукта из каждой партии. Именно этот фактор будет стимулировать производителей всячески следить за соблюдением стабильности качества и не допустить дискредитации всех ПБВ.

Владимир Плишкин отдельно остановился на теме высокомодифицированных вяжущих, которые относятся к инновационным видам ПБВ. «Технониколь» совместно с «Сибуром» разработала аналог полимера Kraton D 0243 – ДСТ Л 30-814ВД, который сейчас проходит лабораторные испытания. Затем компании проведут совместные промышленные испытания непосредственно на заводах, это позволит понять, как полимер работает на практике.

В Белоруссии же наблюдается тенденция отказа от использования модифицированного битума, рассказал директор белорусского предприятия «Нефтебитумный завод» Александр Храмцов. Завод, который является крупнейшим производителем модифицированного битума в стране, за 2015 г. выпустил всего 700 т продукта. Предпочтение же при строительстве дорог отдается цементобетону.

Первые результаты внедрения системы испытаний битумных вяжущих Superpave представил Станислав Мамулат, руководитель центра по развитию взаимодействия с бизнесом и профессиональными сообществами НИТУ «МИСиС». Система Superpave является основой, которая может стать базой для проверки качества и справедливости цены на битумные материалы, т.к. ориентирована на эксплуатационные свойства вяжущих и покрытий. Докладчик отметил, что расчет и определение требований к вяжущему для различных типов покрытий осуществляется с учетом региональных и климатических условий и условий проектируемых транспортных нагрузок. Определение соответствия эксплуатационным требованиям для работы при разных температурах производится после испытаний, имитирующих краткосрочное и длительное старение.

По словам г-на Мамулата, проведенные испытания более 50 видов битумных вяжущих показали неутешительные результаты - вяжущих, сохраняющих требуемые физико-химические показатели при температурах ниже -28С после процедур краткосрочного и долгосрочного старения, не выявлено. Другими словами, существующие вяжущие подходят для работы в широтах Ростовской ил Воронежской областей, но не севернее.

Заведующая лабораторией дорожных одежд «РосдорНИИ» Лидия Горелышева отметила, что в отношении системы Superpave важно говорить о качестве не только вяжущего, но и каменного материала – он тоже должен соответствовать определенным требованиям и параметрам.

По итогам 8 месяцев 2015 г. российские НПЗ значительно увеличили отгрузку компонентов для битумного сырья, рассказал г-н Мамулат. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла в четыре раза и достигла 1.14 млн т. Однако большая часть этого объема была направлена на экспорт, сообщил Станислав Мамулат. Он отметил, что необходимо совершенствовать методы специальной подготовки битумного сырья путем блендирования и компаундирования полупродуктов нефтепереработки. Для эффективного решения этой задачи нужно создание довольно крупных емкостей для хранения и гомогенизации сырьевых компонентов и отлаживание системы отбора и отгрузки данных компонентов с нефтеперерабатывающих заводов.

На сегодняшний день в России по системе Superpave укомплектованы уже четыре лаборатории – три государственных и одна независимая. В разной степени готовности находятся еще две государственные лаборатории. По мнению докладчика, этого количества уже достаточно для проведения межлабораторных, арбитражных и других испытаний.

Однако со Станиславом Мамулатом не согласен Иван Мирчев, начальник управления технологий и развития производства департамента продаж специальных продуктов НК «Роснефть». Он утверждает, что четырех лабораторий катастрофически мало для такой огромной страны, как Россия: «Для нормальной сертификации нам нужно примерно несколько тысяч лабораторий, тогда система проверки качества действительно будет работать». У «Роснефти» сейчас восемь НПЗ, которые производят битумы, поэтому вопрос стандартов для компании крайне актуален. По словам г-на Мирчева, Федеральное дорожное агентство должно определиться, какие битумы необходимы дорожной отрасли России. Нельзя идти по пути гармонизации отечественных стандартов с европейскими и американскими стандартами одновременно. Нужно вести ответственную и последовательную политику в области создания новой нормативно-технической документации, так как от этого зависят решения, связанные с развитием технологий производства, управления качеством по всей цепочке от НПЗ до АБЗ. Цена этих решений, только на примере лабораторий, превышает миллиард долларов, а эти затраты не учитывают ряд сопутствующих аспектов – стоимость внедрения новых методов оценки и расширения области аккредитации лабораторий, необходимость модернизировать битумные установки на НПЗ и многое другое. Как минимум требуется анализ интегрального экономического эффекта на экономику страны от внедрения системы Superpave.

В целом НК «Роснефть» уделяет серьезное внимание улучшению качества битумов, отметил Владимир Погуляйко, менеджер управления технологий и развития производства департамента продаж специальных нефтепродуктов. Компания запланировала масштабную модернизацию всех битумных производств, будут учитываться изменения тех нефтей, которые используются сейчас, и свойства нефтей перспективных. Исходя из этого будут меняться технологические режимы и условия.

Среди новых направлений работы г-н Погуляйко отметил постепенный переход на рост доли остаточного дистиллированного продукта в битумах. Связано это прежде всего с увеличением глубины переработки. Также в перспективе – повышение технологичности продуктов путем сужения пенетрационных интервалов и повышения реологических свойств.

Главный специалист по технологии и качеству компании ДСК «Автобан» Андрей Семянихин представил доклад «Правило 80» – простой инструмент в нормативном поле проектировщика и главгосэксперта для обоснования применения ПБВ в нижних асфальтобетонных слоях». В нем он рассказал об особенностях старения вяжущего и детально рассмотрел случаи использования или неиспользования модификатора в нижних асфальтобетонных слоях.

Управляющий самарского завода «Ротор» Денис Апкалимов рассказал об особенностях функционирования битумных комплексов на АБЗ. По его мнению, существует ряд проблем с ухудшением качества битума при его обработке на асфальтобетонном заводе. Например, несоблюдение времени нахождения продукта в битумных емкостях приводит к ухудшению его эксплуатационных характеристик. Со сложностями такого рода, утверждает эксперт, сталкивается большинство российских АБЗ, персонал которых недостаточно обучен, а сами предприятия не практикуют бережное и рациональное использование битума.

Использование модифицированной серы является перспективным направлением в производстве материалов для дорожных покрытий. Как рассказал генеральный директор компании «Серобетонстрой» Валерий Винокуров, основные направления применения серы - изготовление серобетона и серных вяжущих. Серобетон обладает такими важными характеристиками, как высокая прочность, стойкость к коррозии, морозостойкость, возможность повторного использования и низкая цена.

В России разработан и выпускается под заказ мобильный серобетонный комплекс на базе установки КЗАФ-20 для производства серобетонных изделий производительностью 20 т/час. Первый такой комплекс готовится к запуску в Казани в 2016 г., его проектная мощность - 157 тыс. т серобетонных изделий в год.

Докладчик отметил, что изделия из серобетона подлежат вторичной переработке (100% рециклинг) неограниченное количество раз без потери качества вторичного изделия по отношению к первоначальному.

Лидия Горелышева рассказала о применении ПАВ и модификаторов битумных вяжущих для асфальтобетонов. При обследовании участков с разными дорожными покрытиями выявлено, что асфальтобетон, приготовленный на различных вяжущих, по-разному сопротивляется воздействию высоких температур. Свойства асфальтобетонов зависят не столько от вязкости вяжущего, сколько от его адгезионных свойств. Так, резинобитумные вяжущие имеют хорошую адгезию, остальные модификаторы чаще всего требуют дополнительного введения адгезионных присадок, особенно на российских битумах.