опек

ОПЕК понизила прогноз по спросу на нефть и с опасением ждет прихода к власти в США Дональда Трампа. Из хороших для цен новостей — организация отложила начало повышения добычи. В целом нервная реакция рыночных аналитиков, даже самых авторитетных, вряд ли отражает всю полноту факторов, хотя они и могут — на какое-то время — оказаться правы.

Трамп-тарарам-пам-пам

Цены на нефть опустились в район двухнедельного минимума после падения примерно на 5% за последние две сессии. Слабость рынка обусловлена тем, что инвесторы отыгрывали пересмотр ОПЕК в сторону понижения прогноза роста спроса, укрепление доллара и разочарование в связи с последним планом стимулирования экономики Китая. Немало прогнозом делается и в отношении политики нового президента США, который может усилить санкции в отношении Ирана и Китая – но это неточно.  

ОПЕК снизила прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2024 году, а также понизила прогноз на следующий год, что стало четвёртым подряд пересмотром прогноза в сторону понижения. 

В этом месяце группа отложила план по началу увеличения добычи в декабре на фоне падения цен. ОПЕК заявила, что мировой спрос на нефть вырастет на 1,82 млн баррелей в сутки (б/с) в 2024 году, что ниже прогноза роста на 1,93 млн б/с, сделанного в прошлом месяце. Группа также снизила прогноз роста мирового спроса в 2025 году до 1,54 млн баррелей в сутки с 1,64 млн баррелей в сутки.

«Поскольку спрос в Китае остаётся слабым, попытки ОПЕК повлиять на предложение не оказывают желаемого эффекта, кроме как поддерживать минимальную цену на нефть марки Brent на уровне 70 долларов», — сказал Reuters Гаурав Шарма, независимый нефтяной аналитик из Лондона. По итогам торговой сессии 12 ноября 2024 года фьючерсы на нефть марки Brent достигли 71,89 доллара за баррель, в то время как нефть марки West Texas Intermediate (WTI) стоит 68,12 доллара.

Неопределенность на рынках во многом связана с итогами выборов в США. Избранный президент-республиканец Дональд Трамп пригрозил повышением тарифов на китайские товары. И инвесторы ждут сигналов о том, что именно Китай предпримет в этом случае для поддержки экономики. Ждать, впрочем, таких сигналов уже вскоре было бы преждевременно. 

«Команда по внешней политике (включая, возможно, Марка Рубио) собирается ужесточить санкции в отношении Китая, что поставит под угрозу рост спроса на нефть со стороны крупнейшей страны-импортёра нефти на планете», — говорится в отчёте Боба Яугера, директора по энергетическим фьючерсам в Mizuho.

Меры, предложенные Трампом, такие как 10-процентные пошлины на весь импорт из США и 60-процентные пошлины на импорт из Китая, могут подорвать глобальный экономический рост и привести к снижению мирового спроса на нефть в целом, пишет Oilprice.com. ОПЕК+ может столкнуться с трудностями из-за слабого роста мирового спроса на нефть, если захочет вернуть на рынок 2,2 млн баррелей в сутки в следующем году.

Заградительные тарифы Трампа могут замедлить экономический рост в США и во всём мире, сократив спрос на нефть на 500 тыс. баррелей в сутки в 2025 году — это треть от текущего прогноза Wood Mackenzie по росту мирового спроса на нефть в следующем году.

«Это может снизить цены на нефть на 5–7 долларов за баррель по сравнению с текущим уровнем при условии отсутствия других рисков, таких как эскалация военных действий между Израилем и Ираном», — заявил на прошлой неделе Саймон Флауэрс, председатель и главный аналитик WoodMac.

А вот и прогноз противоположного рода. Он негативный по нефти для США, но позитивный для цен, поскольку не ожидает роста добычи, передает Монокль.

Несмотря на то что нефтегазовая промышленность США получила президента, поддерживающего отрасль, — аналитики говорят, что американская добыча вряд ли вырастет намного больше, чем сегодня. Это связано с тем, что крупные публичные компании, доминирующие на рынке сланцевых энергоресурсов, по-прежнему будут отдавать предпочтение прибыли для акционеров и дисциплине в отношении капитала, а не политике «бурИ, детка, бури» (один из лозунгов Трампа), следует из прогнозов Wood Mackenzie и Rystad Energy.

Баланс, детка, баланс

После победы Дональда Трампа котировки Brent на мировых биржах начали снижаться, подтверждает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований компании ТР. С отметки 76 долл. за баррель до текущих 72 долл. Причина проста и логична: выборы нового, 47-ого президента США за счет его предвыборных обещаний, существенно укрепили позиции доллара США на мировых биржах. Индекс DXY c начала торгов 6 ноября показал уверенный тренд со 103 пунктов до вчерашних 106 пунктов с небольшой коррекцией 7 ноября, а сырьевые товары, как правило, имеет обратную корреляцию с национальной валютой США. 

Кроме того, продолжает эксперт, в движении нефтяных котировок вниз «виноват» также и Китай. Замедление экономического роста в этой стране спровоцировали слабый спрос на топливо, и китайские нефтеперерабатывающие заводы резко сократили темпы переработки нефти. Инвесторы также были очень разочарованы отсутствием на рынке существенных мер стимулирования спроса населения со стороны руководства Китая. На прошлой неделе, правда, китайские регуляторы анонсировали масштабную финансовую программу, но лишь в виде поддержки долга местных органов власти. 

«Китай, как известно, является крупнейшим мировым потребителем нефти, и если этот негативный тренд дальше будет продолжаться, то к середине следующего года мы вполне можем увидеть отметку 56 долл. Однако здесь необходимо учитывать возможную эскалацию ближневосточного конфликта между ЦАХАЛ и Хезболлой. Его усиление может спровоцировать срыв 2% мировых поставок сырой нефти на рынок (2 млн баррелей в сутки). В этом случае цена нефти марки Brent устремится к отметке 90 долл. за баррель», — ожидает Николай Вавилов. 

Инвесторы в самом деле не знают, чего ожидать дальше. И на всякий случай снизили свои ожидания по предвыборным обещаниям Трампа, указывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Тем не менее, по его словам, долгосрочное сотрудничество избранного президента со сланцевыми компаниями США показывает его стремление поддержать нефтяной сектор своей страны. А это значит, что цены на нефть не должны быть не низкими, не высокими, а держаться в балансе. Слишком высокие цены не дадут развиваться американскому рынку нефти.

«Соответственно в плане давления на Китай и Иран — инвесторы естественно, ожидают движения Трампа в сторону сближения с другими странами против Китая и Ирана. Это может, в свою очередь, давление на цены на нефть усилить.  Пока что в ближайшие полторы-две недели не ожидаю особой волатильности на рынке, но могут быть движения то в одну, то в другую сторону», — говорит эксперт.

Действительно, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская, последние две недели много различных прогнозов о том, что же будет с нефтью при Трампе. При этом многие из этих прогнозов носят односторонний характер и не учитывают всей полноты факторов, влияющих на ценообразование нефти. Например, есть ожидание о том, что производство нефти в США продолжит расти, что обвалит цены вниз. 

Однако даже те нефтяники, которые поддержали Трампа, не разделяют всех его заявлений относительно наращивания добычи — для этого процесса, наоборот, нужны более высокие цены на нефть. А разговоры о Brent по 60 долл. за баррель как-то не воодушевляют их на подвиги.  При этом в некоторых прогнозах не учитываются возможные геополитические шаги Трампа против Ирана, которые, по логике вещей, должны способствовать росту цен на нефть.

«Мы не знаем, какой на самом деле окажется политика Трампа — предвыборные заявления хоть и важны, но они не являются четкой программой действий. Второе — цена нефти будет зависеть от множества шагов новой власти, поэтому спрогнозировать комбинаторику влияния этих шагов на нефть довольно сложно», — отмечает аналитик.

Что касается текущего движения Brent, то последние 1,5 недели она выглядят слабо, говорит Людмила Рокотянская. Причины — временный отток средств в рисковые активы (американские акции) и рост доллара (индекс DXY) на фоне победы Трампа. Тенденция может носить временный характер, но пока она оказывает давление на цены сырьевых товаров, торгуемых в долларах.  На фоне этого дисбаланса возобновились также опасения о недостаточном спросе со стороны Китая, страхи о том, что Китай так и не сможет добиться существенного роста своей экономики. Появляются ничем не подтвержденные заявления об избытке предложения на рынке. 

«К слову, о соотношении спроса и предложения на рынке узнаем больше сегодня из краткосрочного прогноза EIA по рынку энергоресурсов. Котировки Brent выглядят технически слабо, но, даже с учетом всех негативных факторов, вероятно, в них остается какая-то доля премии за геополитический риск — ведь ближневосточный конфликт все еще продолжается. Ожидаю переход индекса DXY к коррекции и возвращения нефти Brent в диапазон 74-75 долл. за баррель», — заключает Людмила Рокотянская.