Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в конце апреля опубликовала на Едином портале для публикации готовящихся нормативных актов проект изменений в Правила подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Общественное обсуждение документа продлится до 24 мая и это именно тот случай, когда критика может помочь избежать большой ошибки.

Ведомство предлагает отменить требования регистрировать НПЗ в соответствующем реестре Минэнерго и предъявить договоры с поставщиками сырья на ближайшие три года. А также хочет распространить требование обеспечить глубину переработки не меньше 70% на уже построенные НПЗ. Это простимулирует "развитие независимых нефтеперерабатывающих структур за счёт исключения дополнительных административных барьеров", говорится в пояснительной записке к проекту изменений в Правила.

Уверенность ФАС не разделяют Минэнерго и нефтяные компании, владеющие крупнейшими российскими НПЗ и обеспечивающие поставки на внутренний рынок всего бензина и почти всего дизельного топлива. Они раскритиковали готовящиеся поправки ещё в январе во время их совместного обсуждения в министерстве энергетики. Против выступает и "Транснефть", владелец магистральных нефтепроводов в стране.

- Складывается ощущение, что ФАС, предлагая изменения в правила подключения, не понимает на должном уровне как функционирует система "Транснефти", - приводит ИТАР-ТАСС слова официального представителя "Транснефти" Игоря Дёмина. - Компания оказывает услуги не по физическому перемещению нефти, а услуги по приёму нефти в одном месте и мгновенному отпуску нефти в другом, при сохранении её качества, но ФАС этого, очевидно, не понимает.

Поэтому, добавляет он, необходимо понимание на три года вперед источников поставки нефти, которые будут перерабатываться на НПЗ РФ. Это позволяет "Транснефти" обеспечивать качество нефти, которое поставляется на заводы и от чего зависит и качество нефтепродуктов на выходе. - Мини-НПЗ могут пользоваться услугами железной дороги, если у них пока нет понимания структуры закупки нефти, - добавил Игорь Дёмин.

К тому же "Транснефть" постоянно сталкивается с воровством из нефтепроводов. Если учесть, что сама по себе нефть, в общем-то, никому не нужна, а интерес представляют только полученные из неё продукты, становится очевидным, что ворованная нефть где-то перерабатывается. В такой ситуации почти свободное подключение к трубе станет идеальным прикрытием криминальных источников значительной части сырья для многих из 316 НПЗ, из которых лишь 63 включены в реестр Минэнерго.

Надо понимать, что строительство современного НПЗ с глубиной переработки выше 90% стоит около $1 млрд. Вряд ли кто-то не из входящих в вертикально-интегрированные нефтяные компании НПЗ сможет получить такие инвестиции. Следовательно мини-НПЗ не смогут произвести ни бензин, ни дизель, отвечающие действующим в стране экологическим стандартам "Евро-3". Никакого предполагаемого ФАС роста предложения моторного топлива не произойдёт. Зато на рынок придёт больше мазута, хотя при потребности в 20 млн тонн его производство и так превышает 56 млн тонн. В итоге цены на никому не нужный в России мазут упадут, а вместе с ними снизится и рентабельность больших НПЗ, которые его тоже производят. Они начнут сокращать свои программы модернизации и вскоре страна столкнётся с недостатком качественных бензина и дизеля, потому что крупнейшие нефтепереработчики не успеют нарастить их производство.

И наконец, сюрприз всем автовладельцам может принести на первый взгляд безобидное расширение требования 70-процентной глубины переработки на действующие НПЗ. Потому что такую глубину переработки обеспечивают даже не все крупнейшие НПЗ. А остановка даже одного из них приведёт к перебоям с поставками топлива на АЗС по всей стране. И подстегнёт рост цен, потому что закрывать дефицит придётся импортом, пишет НТ.