Решение руководства крупнейшей немецкой нефтегазовой компании Wintershall Dea уйти из России знаковое. Оно показывает, что в сегодняшних политических условиях нормальные экономические взаимоотношения между российскими и западными компаниями невозможны, даже между очень давними партнерами.
Процесс разрушения устоявшихся экономических связей и прекращения взаимовыгодного сотрудничества двусторонний.
Неделю назад точно также российский "Лукойл" был вынужден избавиться от своего нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Италии. Но это еще удачный пример с продажей бизнеса. Ранее "Роснефть" лишилась двух НПЗ в Германии, а "Газпром" вышел из участия в европейских компаниях. Список можно продолжать как с одной, так и с другой стороны, пишет РГ.
Wintershall (тогда еще без Dea - компании объединились в 2019 году) начала работать с Россией в девяностые года двадцатого века. Компания осталась в нашей стране после 2014 года. Участвовала, как акционер (15,5%), в работе Nord Stream AG - оператора газопровода "Северный поток" и финансировала строительство "Северного потока-2".
Также Wintershall Dea участвовала в трех проектах по добыче природного газа в Западной Сибири на Уренгойском и Южно-Русском месторождениях. Причем в обоих случаях компания работала с освоением трудноизвлекаемых запасов, ачимовских - на Уренгойском месторождении и туронского газа - на Южно-Русском месторождении.
Поводом для решения немцев об уходе стал указ президента РФ о введении регулируемых цен на продукцию и услуги совместных предприятий. В России трубопроводный газ может экспортировать только "Газпром", что, естественно, не устраивало иностранных участников совместных предприятий, внутрироссийские цены для них были слишком низкими.
В период нормальных отношений с Европой иностранные партнеры продавали свою долю добытого газа "Газпрому" по экспортным ценам, фактически получая прибыль, как экспортеры. Но в сегодняшней политической ситуации такое положение дел стало выглядеть уже, как ущемление интересов России, и были введены регулируемые цены (значительно ниже экспортных), что абсолютно не устроило немцев.
Для российских партнеров уход немецкой компании это потеря инвестиций и технологий. Сказать, что потеря критичная, нельзя, но все же весьма значимая. Для Wintershall Dea уход из России - это убытки, которая компания оценила примерно в 5,3 млрд евро.
Ранее Wintershall Dea была вынуждена списать 175 млн евро инвестиций в "Северный поток" и 1 млрд евро в "Северный поток-2".
Немецкая нефтегазовая компания Wintershall Dea «держалась до последнего» и была более устойчивой на фоне других уходящих компаний, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. На эту тему он высказался в беседе с «Известиями» 18 января.
«Wintershall Dea была одним из самых доверенных партнеров «Газпрома». У нее до последнего времени активы в России сохранялись. Насколько я понимаю, сейчас она будет искать возможности продать долю в Южно-Русском месторождении, например», — уточнил эксперт.
«Понятно, что подобная компания держалась до последнего, когда другие в том числе англосаксонские компании уходили. Немцы были более устойчивыми, как и французы, например, Total продолжает работать в РФ с «Новатэком». Но «Новатэк» — частная компания. Это проще объяснить общественному западному мнению», — сказал Митрахович.
Митрахович добавил, что Wintershall Dea получала в России доступ к газовым месторождениям, которые были ей выгодны.
По его словам, хуже обстановка после ухода Wintershall Dea не сделается, но то, что доверенный партнер «Газпрома» покидает страну, «это ситуация в целом неприятная», заключил эксперт.