В пятницу, 31 августа, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил предварительный список рабочей группы, которая займется отбором и оценкой проектов, куда компании будут инвестировать. О составе группы «Ведомостям» сообщили четыре собеседника, близких к ее участникам. РСПП направил список на подпись первому зампреду правительства Антону Силуанову.

Председателями группы станут Силуанов и президент РСПП Александр Шохин. В группе предполагается 29 человек. Из 14 компаний списка Белоусова в ней будут представители 11 – кроме СУЭК, ММК и «Уралкалия». В группу могут быть включены ТМК, Polymetal, «Уралхим», а также представители госкомпаний – РЖД, «Россетей», «Ростелекома» – и госорганов: Минтранса, Минэнерго, Минпромторга, ФАС, Минприроды, Минкомсвязи, Минфина, аппарата правительства и, наконец, РСПП.

«То, что называют списком Белоусова, – лишь пример компаний, выигравших в том числе от макроэкономических изменений. Некоторые из них отдали предпочтение увеличению дивидендов. Сейчас бизнесу предлагают увеличить инвестиции – от социально значимых объектов до инфраструктуры, и многие не упомянутые в списке компании решили присоединиться к рабочей группе РСПП, чтобы непосредственно участвовать в принятии решений», – объясняет человек, близкий к участнику группы.

Участие в группе президента «Ростелекома» Михаила Осеевского человек, близкий к компании, объяснил тем, что Осеевский возглавляет комитет РСПП по цифровой экономике: «В комиссию хотят привлечь экспертов по цифровой экономике, которые помогут выработать инвестиционные приоритеты. Осеевского пригласили, и он согласился». А госкомпаниям предложено участвовать в группе для обсуждения совместных проектов, пояснял один из собеседников.

По мнению профессора Высшей школы экономики Олега Вьюгина, у частных компаний причин войти в группу может быть несколько: «Это и обсуждение льгот, и перспектива получить бюджетное финансирование, в том числе под свои проекты, и демонстрация лояльности государству».

Частные компании стараются действовать проактивно в рабочих группах, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский: «Во-первых, узнают, что там происходит, а во-вторых, внутри группы появляется некоторая возможность процессом управлять». Возможно, какой-то из компаний удастся ситуацию обернуть себе на пользу – сдвинуть проекты с мертвой точки, взглянуть на что-то по-новому, найти партнеров, получить преференции от государства, перечисляет он.

Неучастие некоторых компаний из списка Белоусова в обсуждении, вероятно, позиция основных владельцев, считает генеральный директор управляющей компании «Спутник» Александр Лосев, они еще могут изменить позицию. Список предварительный, пока не согласован, предупреждают федеральный чиновник и человек, близкий к компании из списка.

Документ открытый, согласен другой собеседник, близкий к организации из списка: «К участию в работе группы приглашены все члены президиума РСПП, многие проявили интерес». По его словам, первое заседание рабочей группы может состояться до Восточного экономического форума, т. е. до 11 сентября.

В июле помощник президента Андрей Белоусов предложил изъять у 14 компаний металлургической, горнодобывающей и химической отраслей часть их «сверхдоходов», полученных из-за изменения внешней конъюнктуры и ослабления рубля, – свыше 500 млрд руб. Эту идею он изложил в письме президенту Владимиру Путину, в начале августа оно стало достоянием гласности. Ни чиновникам, ни бизнесу идея не понравилась.

24 августа на встрече в РСПП менеджмент компаний из списка, Белоусов и Силуанов договорились, что налоги для бизнеса увеличены не будут, но бизнес увеличит инвестиции в социально важные проекты.

К 14 сентября должен быть готов перечень инвестпроектов, которые в течение месяца будет обсуждать и корректировать созданный при рабочей группе исполнительный орган – проектный комитет. Его возглавит председатель комитета РСПП по инвестиционной политике Игорь Вдовин, рассказывали три собеседника «Ведомостей», а войдут в него топ-менеджеры компаний из рабочей группы.

Компании должны предложить проекты трех типов: инвестиционные проекты; промышленные и социальные проекты в регионах присутствия, в том числе запланированные, но не исполненные; государственные проекты или проекты госкомпаний в регионах присутствия. Может, будет отдельная группа государственных мегапроектов. Будут ли учитываться проекты, которые компании уже исполнили или сейчас исполняют, не известно, принцип отбора не ясен, подчеркивает собеседник «Ведомостей», близкий к одной из компаний, заявленной в рабочую группу. «Есть риск, что компании поднимут из архивов забытые, нелепые с экономической точки зрения проекты», – замечает собеседник, близкий к другой компании.

«Бюджет госпрограмм составляет триллионы, от бизнеса требуется внести лишь небольшой процент, и те, кто примет участие в наиболее перспективных проектах, генерирующих постоянный денежный поток, например, в проектах цифровизации, окажутся в максимальном выигрыше», – говорит Лосев.

Участие в рабочей группе – возможность лично участвовать в распределении проектов, тем, кто в нее не войдет, проекты достанутся по остаточному принципу, например связанные с экологией, которые требуют затрат при неочевидной окупаемости, рассуждает он: «Следование олимпийскому принципу «главное – не победа, а участие» в мегапроектах на триллионы в условиях возможных санкций и возможной турбулентности на мировых рынках – самое разумное для российского бизнеса».

Представители Минтранса, «Ростелекома», Минприроды, РЖД, «Мечела», Evraz, «Северстали», НЛМК, ММК, СУЭК, «Норникеля», «Фосагро», «Уралкалия», «Сибура», «Полюса», «Металлоинвеста», «Алросы», ТМК от комментариев отказались. Представители Минпромторга, Минфина, РСПП, «Уралхима», ФАС, «Россетей», Polymetal, Минэнерго, Минкомсвязи, Минэкономразвития, «Акрона» не ответили на запросы.