Российские компании в попытке успеть вывезти максимальные объемы угля в Европу до введения эмбарго сократили отгрузки в Турцию. За январь—апрель Турция, один из крупнейших до сих пор открытых рынков для российских экспортеров, сократила закупки более чем вдвое относительно прошлого года. По словам источников “Ъ”, уже в мае ситуация изменилась, поскольку в апреле ЕС согласовал эмбарго на российский уголь.
Введенное эмбарго ЕС на поставки российского угля повлияло на экспорт энергоресурсов в Турцию, рынок которой является одним из немногих открытых для Москвы. По данным турецкого Института статистики, за январь—апрель Турция получила 2,5 млн тонн угля из России, тогда как за аналогичный период прошлого года поставки составляли 5,2 млн тонн. Однако из-за роста цен на уголь почти в три раза российские компании увеличили выручку от продажи в Турцию, которая составила $440,4 млн против $374,6 млн годом ранее.
По словам источника на рынке, в феврале, марте и апреле грузоотправители стремились максимально увеличить отгрузки угля из портов Черного моря в Европу, чтобы успеть поставить его до ввода возможных ограничений со стороны ЕС. Как следствие, говорит он, значительные объемы угля уходили именно в западном направлении. Начиная с мая объемы, отгружаемые из Черного моря, были переориентированы на рынки Азии и Востока: в Китай, Индию, Турцию и другие страны. В ОАО РЖД комментариев не дали. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что снижения экспортной погрузки угля на порты юга не наблюдается.
Турция является крупным потребителем российского угля. По итогам 2021 года в страну поступило 14 млн тонн угля, следует из данных ЦДУ ТЭК. В основном Россия поставляет энергоугли (13,3 млн тонн) и антрациты (816 тыс. тонн), на коксующиеся угли приходится 314 тыс. тонн. Весь импорт энергетического угля в Турцию оценивается в 30,8 млн тонн угля. На этом рынке Россия конкурирует с Колумбией, которая в 2021 году также поставила 14 млн тонн угля.
Как показывает турецкая статистика, выпавшие объемы российского угля в 2022 году не были замещены другими поставщиками. Однако в этом году Турция увеличила выработку на своих ГЭС благодаря более высокой водности: в марте выработка ГЭС достигала 28% от всей выработки электростанций против 22% год назад, тогда как выработка ТЭС на импортном угле упала до 13,8% против 16,3% в марте 2021 года.
Эмбарго ЕС на российский уголь объявлено в апреле, но продавцам и покупателям дали время до августа закончить контракты. Официальная статистика ЕС уже фиксирует падение российских поставок в Европу. По данным Eurostat, объем российского угольного импорта в апреле составлял 2,6 млн тонн, что на 1,1 млн тонн меньше, чем в марте. В апреле 2021 года поставки составляли 3,7 млн тонн угля. Тем временем Россия наращивает импорт энергетического угля в Китай. В мае поставки составили 3,3 млн тонн против 2,2 млн тонн в апреле, следует из данных Главного таможенного управления Китая.
По данным Argus, стоимость российского угля с отгрузкой из порта Тамань (на условиях FOB) достигала максимума в $385 за тонну в середине марта на фоне активного обсуждения в ЕС о введении эмбарго. После решения об эмбарго цена на российский уголь стала стремительно снижаться как в Черном море, так и портах Балтики. В первом случае к настоящему моменту цена упала практически втрое — до $135 за тонну.
В Европе на фоне ажиотажного спроса на уголь в преддверии запрета на поставки из России текущие цены уже превышают $320 за тонну, комментирует Сергей Гришунин из НРА. Даже с учетом дисконта, который достигает, по различной информации, до 30%, российский уголь продается в Европе с премией 15–20% относительно угля, поставляемого в Турцию. Кроме того, Турция традиционно потребляла больше антрацитов и качественных энергоуглей для нужд промышленности, тогда как ЕС берет и менее ценные марки угля Д и Г именно для нужд электроэнергетики. Турецкая промышленность сейчас испытывает сложности на фоне ухудшения экономической ситуации, считает эксперт, что, вероятно, также снижает потенциальный спрос.