турциянефть

Турция, третий по величине покупатель российской нефти, сократила импорт сырья из России вдвое на фоне ремонта нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) STAR, расположенного вблизи Измира, следует из данных аналитической компании Kpler. В августе показатель упал до чуть менее 200 тыс. барр. в сутки с 400–450 тыс. барр. в сутки в начале лета.

Ремонт на предприятии, на которое приходится около 45% всей поставляемой на турецкий рынок российской нефти, начался 5 сентября. Это плановое мероприятие, которое продлится около двух месяцев. Таким образом, закупки начали сокращаться в преддверии остановки производства, пояснил глава анализа нефтяных рынков Kpler Виктор Катона.

Оператором НПЗ STAR является азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR. Предприятие было запущено в октябре 2018 года, став крупнейшей инвестицией в частном секторе Турции. НПЗ с мощностью около 200 тыс. барр. в сутки (или 12 млн т нефти в год) обеспечивает около 20% потребностей страны в нефтепродуктах. При этом к 2024 году планировалось довести мощность завода до 13 млн т.

Наиболее подходящими сортами нефти для НПЗ STAR являются тяжелые — в частности, он ориентирован на переработку иракской Kirkuk, российской Urals, но также и азербайджанской Azeri Light. Сегодня основным поставщиком сырья на предприятие выступает ЛУКОЙЛ, писало в августе агентство Reuters. РБК направил запрос в пресс-службу компании.

По данным Kpler, если еще в июне поставки нефти из России в турецкий порт Алиага, где расположен НПЗ STAR, составляли чуть менее 300 тыс. барр в сутки, то уже в августе они упали до 100 тыс. барр. в сутки. «На этом фоне на рынке активизировались слухи, что китайским покупателям стали предлагать больше партий Urals в октябре, поэтому вполне вероятно, что экспорт Urals в КНР, который был откровенно слабым в течение летних месяцев, восстановится», — рассуждает Катона.

Эксперт добавляет, что ситуация не является критичной для российских поставщиков, но дискомфортна с точки зрения ограниченности регионов сбыта. «На данный момент зависимость России от азиатского рынка самая высокая в истории, в Европе фактически не осталось покупателей, за исключением турецкой Tupras», — отмечает он. Кроме того, это оказало небольшое давление на цену Urals, дисконт на которую в Индии вырос в среднем примерно до $4 за баррель по отношению к Brent против $3 ранее.

Ремонт на НПЗ STAR незначительно отразится на российском экспорте в сентябре—октябре, согласен Михаил Журавлев, старший эксперт экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ). «Перенаправить 200–250 тыс. барр. в сутки для российских экспортеров не является трудной задачей, особенно с учетом системы гибких дисконтов. Осенью главный фактор, влияющий на российский экспорт из западных портов, — это объем переработки», — говорит он.

Журавлев считает, что выпавшие объемы, вероятно, переориентируют на рынок Индии. Кроме того, «в октябре ожидается возобновление поставок ЛУКОЙЛа по «Дружбе», что также «выправит баланс». В июле Украина, через которую проходит нефтепровод, приостановила поставки ЛУКОЙЛа. Венгрия и Словакия связали ограничение с расширением украинских санкций против российской компании. Однако в сентябре венгерская MOL урегулировала вопрос, заключив соглашения с поставщиками нефти и операторами трубопроводов, согласно которым компания становится владельцем всех объемов уже на белорусско-украинской границе.

Среди других факторов, которые способны поддержать спрос на Urals, эксперт перечисляет боевые действия в Ливане и перенос восстановления добычи ОПЕК+ на два месяца — до декабря. В частности, военная операция Израиля на ливанской территории может снова повысить цены на нефть, что подчеркнет привлекательность Urals. «Рентабельность НПЗ в Азии сейчас на очень низком уровне, поэтому импортеры вынуждены считать каждую копейку и дисконтный Urals наряду с иранской и венесуэльской нефтью будет весьма кстати», — заключает Журавлев.