В российском правительстве в понедельник обсуждали успехи топливно-энергетического комплекса в 2022 году и планы на будущее. В стране планируется развивать низкоуглеродное производство и строить новые атомные энергоблоки.
Закладывается и фундамент нефтяного будущего: в Арктике планируется реализовать крупнейший в мире проект по добыче углеводородов. Арктическая нефть будет транспортироваться по Севморпути. В идеале планируется делать это на российских танкерах, строительство которых, однако, может затормозиться из-за санкций.
Правительство РФ пересмотрело генеральную схему размещения объектов электроэнергетики в долгосрочной перспективе, сообщил глава кабинета Михаил Мишустин в понедельник на оперативном совещании правительства.
Главная цель, по его словам, не только обеспечить надежную работу энергосистемы страны, но и планомерно снижать нагрузку на окружающую среду. Принятый документ предполагает ввод в эксплуатацию с 2023 года новых энергоблоков АЭС суммарной мощностью более чем 12 тыс. МВт, а также строительство объектов гидроэнергетики еще на 7 тыс. МВт. Планируется заменить устаревшее оборудование действующих электростанций на современное и прокладывать новые линии электропередачи, пишет НГ.
По итогам года суммарная мощность электростанций в России составила 253,5 ГВт, а доля низкоуглеродных источников энергии выросла до 34,2%, заявил вице-премьер Александр Новак. «Было введено 1,6 тыс. МВт новых мощностей, более четверти из которых – возобновляемые источники энергии. Это 10 объектов в 10 регионах», – сказал он. Несмотря на внешние вызовы, по итогам 2022 года в электроэнергетике, нефтяной и угольной отраслях отмечен рост показателей, заявил Новак. Доходы бюджета РФ от нефтегазовой отрасли в 2022 году выросли на 2,5 трлн руб. (28%), добыча нефти также выросла на 2% и составила 535 млн т, экспорт нефти тоже увеличился – на 7%.
Россия продолжит и дальше наращивать производство черного золота, за которым, правда, приходится идти в Арктику. Правительство выделит в ближайшие два года около 4 млрд руб. на освоение трассы Северного морского пути (СМП). Часть средств пойдет на создание системы безопасности для круглогодичного плавания на Севморпути. Она будет состоять из единой платформы электронных сервисов, через которую участники логистического рынка будут получать услуги от операторов СМП. В частности, в систему войдут установленные на судах автоматизированные измерительные комплексы и оборудование для оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов.
Но основные средства, 3,5 млрд руб., выделены для поддержки строительства порта «Бухта Север» в устье Енисея. Деньги пойдут на углубление акватории. Это даст возможность проводить здесь морские суда ледового класса грузоподъемностью выше 120 тыс.т. Общая стоимость строительства нефтяного терминала "Порт бухта Север" оценивается в 117 млрд. руб., следует из приложения к распоряжению правительства о бюджетных инвестициях в данный проект, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.
Новый порт создается в рамках проекта «Восток Ойл», который «Роснефть» реализует с 2020 года на Таймыре. Речь о крупнейшем в современной мировой нефтегазовой отрасли проекте по добыче углеводородов, его ресурсная база на севере Красноярского края составляет свыше 6 млрд т премиальной малосернистой нефти. К 2030 году, после реализации второй и третьей очередей строительства, объем нефтеперевалки, как ожидается, увеличится здесь до 100 млн т. Во многом благодаря этому проекту планируется резкое увеличение грузоперевозок по Севморпути с нынешних 32 млн т в год до 80 млн к 2024 году.
Порт станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом для приема и хранения нефти. Он удобно расположен почти посредине Севморпути, что дает возможность поставлять продукцию как «направо» – в Юго-Восточную Азию, так и, в случае необходимости, «налево», в сторону Мурманска, Санкт-Петербурга и вообще Европы. Для транспортировки продукции «Восток Ойл» на судостроительной верфи «Звезда» на Дальнем Востоке размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. Всего для проекта планируется построить 50 судов различных классов. Возможно, именно по их поводу и состоялся в декабре прилюдный нагоняй от президента Владимира Путина вице-премьеру – главе Минпромторга Денису Мантурову, который не обеспечил заключения контрактов.
«Звезда» строится на Дальнем Востоке с 2015 года, и сейчас возводится ее вторая очередь. Верфь за семь лет с момента основания спустила на воду шесть судов, в частности передала заказчику два крупнотоннажных танкера. Технологическим партнером «Звезды» выступает южнокорейская Hyundai Heavy Industries, но в мае 2022 года тогдашний вице-премьер Юрий Борисов заявил, что южнокорейские партнеры прекратили сотрудничество с российской верфью.