бензиновый дефицит

Российские власти всерьез взялись за схемы «серого импорта» нефтепродуктов через Белоруссию, которые могут привести к дефициту на внутреннем рынке и соответственно росту цен. По словам собеседников «Известий», под давлением Москвы в марте белорусские власти начали наводить порядок» на местном топливном рынке. Вслед за этим в российском правительстве потребовали от отечественных компаний прекратить «неоправданные» поставки нефтепродуктов в Белоруссию.

В последние месяцы объемы поставок российских нефтепродуктов в соседнюю республику резко возросли. По данным железнодорожных экспедиторов, дочка «Татнефти» компания ООО «Татнефть-Транс» поставила в январе 2016 года в Белоруссию 25 тыс. т бензина. Хотя «Татнефть» имеет в республике собственную розницу, такого количества бензина, как отметил один из местных трейдеров, «им бы хватило лет на двенадцать». Для сравнения: «Роснефть», у которой тоже есть розница в Белоруссии, поставила за тот же период около 360 т топлива. Весьма крупные объемы бензина — более 28 тыс. т — отправил в этом году в Белоруссию и «Лукойл», что намного превышает потребности розничной сети, которую компания имеет на территории республики. 

Трейдеры объясняют возросшие поставки на белорусское направление рыночной конъюнктурой. Цена литра высокооктанового бензина в Минске составляет $0,58, в то время как в Москве — $0,57. В пересчете на тонну и за вычетом маржи розницы и оптовиков разница меньше $10. По словам трейдеров, вряд ли кто-то повезет такие объемы за такие деньги. Другое дело, что на заправках Киева литр стоит $0,77–$0,80, а в Варшаве — $1,1. Другими словами, значительная часть российского топлива уходит на Украину и в Европу, причем, поскольку Белоруссия входит в Таможенный союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной и с них не взимается акциз.

Российские власти беспокоят не только фискальные потери от возможного «серого экспорта». Глава ВНИПИ нефти Владимир Капустин отметил, что хотя сегодня в России нет дефицита бензина, правительство должно следить и за балансом, и за наполняемостью бюджета. А в последнее время немало российского топлива уходит за пределы Таможенного союза именно с территории Белоруссии как местный бензин. На заседании правительственной комиссии по ТЭКу в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минфину, Федеральной таможенной службе (ФТС) доложить о причинах резкого увеличения поставок нефтепродуктов в Белоруссию дочерними предприятиями «Татнефти» и «Газпрома».

Три года назад между Россией и Белоруссией уже возникали серьезные разногласия по поводу реэкспорта — республика продавала за границу российские нефтепродукты под видом «растворителей» и «разбавителей». Объем поставок топлив с «растворителями» тогда достиг крупного индустриального размаха. Только на Украину в январе–августе 2012 года было поставлено на миллион тонн больше «белорусского» топлива, чем за тот же период годом ранее. Потери российского бюджета оценивали в $1,5 млрд.

Как рассказали источники в Минске, с позицией Москвы связан мартовский арест одного из белорусских «олигархов», некогда президентского фаворита Юрия Чижа, основателя компаний «Трайпл» и «Нефтехимтрейдинг» — активных участников давальческих схем переработки российской нефти на белорусских НПЗ, а также поставщика топлива на экспорт на Украину и за пределы СНГ. КГБ Белоруссии подтвердил его арест 11 марта.

Судя по всему, схемы «серого экспорта» бизнесмену были не в новинку — еще в 2012 году «Трайпл» активно участвовала в бизнесе «растворителей». Интересно, что поводом для ареста, по словам главы КГБ Белоруссии Валерия Вакульчика, служат якобы некие сведения, предоставленные заместителем Чижа Владимиром Япинцевым, арестованным еще в августе прошлого года по заявлению самого Юрия Чижа (тот обвинил зама в финансовых махинациях). «Арест связан с давлением Москвы, удивленной объемами бензина, которые начали уходить в Белоруссию, — утверждает один из нефтетрейдеров.   — Показательное наказание одного из наиболее активных возможных участников «серых схем» станет для других наглядным примером».

Не исключена также и политическая подоплека. Крупные партии бензина пошли в Белоруссию с октября прошлого года, вскоре после того, как Москва в сентябре ввела запрет на поставки, которые могут быть использованы Украиной в конфликте с Донбассом. «Трайпл» была очень активна именно на украинском направлении. Трейдеры отмечают, что компания брала кредиты под поставки нефтепродуктов на Украину. В прошлом году белорусские поставщики продали на украинский рынок 1,4 млн т бензина.