Белый дом в целом завершил подготовку бюджета на 2023 год и его основных параметров на 2024–2025 годы.

В четверг бюджетный пакет одобрен на заседании правительства и на следующей неделе поступит в Госдуму. Основные итоги прохождения «развилок» бюджетного процесса: новое бюджетное правило в условиях вынужденного сохранения высокого уровня расходов отложено на 2025 год, налоги на сырьевых экспортеров, как и предупреждал “Ъ”, из-за ожидаемого сокращения общих поступлений будут заметно увеличены.

Главные цифры одобренного в четверг правительством бюджета-2023 таковы. Доходы запланированы в размере 26,13 трлн руб.— это на 1,6 трлн меньше, чем ожидается в этом году (27,7 трлн руб.). Расходы бюджета должны составить 29,06 трлн руб.— это чуть больше трат этого года (29 трлн руб.), которые, напомним, по сравнению с изначальным уровнем из-за множества новых обязательств увеличены уже на 4 трлн руб.

Такой отрыв доходов от расходов приведет к дефициту бюджета в следующем году в размере 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. Это вдвое больше 1,1% ВВП из июньских проектировок Минфина и, как следует из процитированного госинформагентствами проекта «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», заметно превышает прогнозируемый по итогам этого года уровень в 0,9% ВВП, или 1,3 трлн руб.

В отличие от этого года, когда «дыра» в бюджете будет закрыта только за счет средств ФНБ (переход от накопленного профицита к дефициту происходит как раз сейчас, в сентябре), в 2023-м Минфин надеется делать это и за счет внутренних заимствований.

Планы ведомства с учетом нынешней ситуации на финансовых рынках выглядят довольно оптимистичными. Как следует из «Основных направлений», в 2023 году Минфин хочет занять на внутреннем рынке 1,7 трлн руб. Напомним, к заимствованиям на скромные суммы ведомство вернулось лишь в этом месяце после семимесячного перерыва.

В таких условиях «несжимаемых» трат ставшее предметом летних споров новое бюджетное правило отнесено на далекий в нынешних быстро меняющихся условиях 2025 год. Как пояснил в четверг на заседании глава Минфина Антон Силуанов, цель будущего применения правила — первичный баланс бюджета, когда доходы будут равны расходам (без учета трат на обслуживание госдолга). При этом при таком сопоставлении должны учитываться не все нефтегазовые поступления в госказну, лишь только базовые, в размере 8 трлн руб.,— а все, что сверху, Минфин намерен сберегать в ФНБ.

«Сверху» пока ожидается немного. Как следует их «Основных направлений», в следующем году пополнения ФНБ не будет, в 2024-м ему достанется 939 млрд руб., в 2025-м — 656 млрд руб. Эти расчеты Минфин делает исходя из цены нефти URALS, определенной Минэкономики на 2023 год в новом макропрогнозе, в $70,1 за баррель — что примерно соответствует ее нынешней динамике (в августе фактическая стоимость российского сорта составила $74,7 за баррель).

Еще одной, кроме фактического откладывания бюджетного правила, новостью рассмотрения стало подтверждение планов Белого дома по увеличению нагрузки на сырьевых экспортеров. Чтобы собрать запланированные доходы в условиях рисков, исходящих от планируемого нефтяного эмбарго и попыток ЕС ограничить для РФ прибыль от экспорта энергоресурсов, правительство поднимает налоги на сырьевой сектор.

«Налоговые предложения учитывают справедливое изъятие части природной ренты, которая возросла в результате изменения мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары»,— мотивировал в четверг рост нагрузки Антон Силуанов.

Он подтвердил, что речь идет о повышении экспортных пошлин на трубопроводный газ, об изъятии допдоходов производителей сжиженного газа, о введении пошлины на вывоз удобрений и энергетического угля «в случае сохранения высоких цен на эту продукцию», а также о росте нагрузки на нефтяную отрасль через сохранение механизма демпфера и увеличение базы для НДПИ (всего, по неподтвержденным данным, речь может идти об изъятии у сектора 1,4 трлн руб.).