По поручению президента правительство подготовило предложения по усилению государственного контроля за качеством нефтепродуктов. По информации «Известий», за нарушение штрафы могут составить 1% от выручки. По словам экспертов, предложенных мер недостаточно, так как среди них отсутствует система контроля за хранением и транспортировкой топлива, где собственно и совершается подлог. Пока же в стране, по различным оценкам, каждый седьмой литр бензина является суррогатом.
Год назад президент России Владимир Путин после совещания с членами правительства дал поручение Генеральной прокуратуре РФ проверить качество топлива по всей стране. Через две недели после этого заявления Генеральная прокуратура РФ совместно с Росстандартом и рядом других контрольно-надзорных органов начала массовые проверки АЗС, НПЗ, нефтебаз и нефтехранилищ. В середине октября стали известны промежуточные результаты этих мероприятий, которые показали, что было проверено 3632 объекта и нарушения были выявлены на 1483 из них. А это больше 40%.
Согласно данным проверки, в прошлом году было проверено 3251 АЗС, что составляет около 15% всех заправок страны, в числе которых — 709 АЗС нефтяных компаний и 2542 независимых АЗС. И как выяснилось, нарушений по физико-химическим показателям на АЗС ВИНК (вертикально интегрированные компании) было выявлено 7,1%, у независимых АЗС эта доля — 23,8%. При этом больше всего нарушений было связано с дизельным топливом.
Об итогах проверки президенту было доложено на президентской комиссии по ТЭК прошлой осенью. Тогда же Владимир Путин дал поручения разработать предложения по усилению государственного контроля за качеством нефтепродуктов. Как стало известно, в настоящее время правительство их подготовило.
— Среди мер, предлагаемых правительством, ввод оборотных штрафов в размере 1% от выручки за нарушения в физико-химическом составе топлива. За нарушение в маркировке, искажение информации в паспорте продукции, на товарных чеках — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. За повторное нарушение остановка деятельности до 10 дней, — рассказал источник, знакомый с предложениями правительства. По его словам, внесение изменений в КоАП в ближайшее время будет включено в программу весенней сессии Государственной думы.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что противодействие производству и реализации контрафактного топлива может быть осуществлено только путем реализации комплекса системных мер, основными из которых, по его мнению, являются насыщение топливного рынка товарными продуктами с сохранением баланса между оптовыми и розничными ценами для исключения востребованности топливных суррогатов, а также распространение системы государственного контроля характеристик топлива на все этапы его обращения на рынке — выпуск в обращение, транспортировка, хранение, оптовая и розничная торговля. Ведь фальсификация топлива и документов совершается не на НПЗ или АЗС, а на объектах перевалки и хранения, а также в процессе транспортировки.
— Необходимо создать систему контроля за товаропотоком, — говорит собеседник, отмечая, что сделать это возможно. По словам Евгения Аркуши, к примеру, у РЖД есть все данные о перемещении груженных железнодорожных вагонов-цистерн с видами перевозимых марок нефтепродуктов.
— Согласитесь, странно, если на нефтебазу поступили нефтепродукты, не являющиеся автомобильным бензином и дизельным топливом, а бензовозы вывезли оттуда именно бензин и дизель. Это можно отследить. Но у того же Росстандарта нет полномочий вести оперативно-разыскную деятельность, необходимо привлечение силовых структур, — отмечает глава Российского топливного союза.
Что касается усиления ответственности, в том числе путем введения оборотных штрафов, то, по мнению Аркуши, этот вопрос может подниматься, когда существующая система наказаний за административные правонарушения покажет свою неэффективность. Кроме того, необходимо учесть поручение президента РФ о необходимости применения при первичном нарушении административного наказания исключительно в виде предупреждения с выдачей предписания об устранении.
Заместитель председателя комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич отмечает, что на сегодняшний день, по данным Минэнерго, совокупный объем суррогатного топлива в стране составляет порядка 10 млн т. Общее же потребление моторных топлив в год примерно 70 млн т. Таким образом, почти каждый седьмой литр топлива в стране является суррогатом.
— Предварительная оценка изменений, происходящих на внутреннем рынке моторных топлив после принятия органами власти управленческих решений в 2015 году, свидетельствует о продолжающемся распространении фальсифицированного и некачественного топлива, что наносит урон не только бюджету в виде недополученных акцизов, но и экологической обстановке в стране. При этом уменьшается эффект от проведенных нефтяными компаниями мероприятий по модернизации перерабатывающих мощностей, — говорит Станкевич.
По его словам, в целях улучшения ситуации необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне порядок учета нефтепродуктов при их выпуске в обращение, транспортировке, хранении и реализации, а также требования по обеспечению сохранения состава и свойств нефтепродуктов при их движении от изготовителя до потребителя.
Зампред профильного комитета РСПП отмечает, что для сокращения доли «левого» топлива на рынке необходимо запретить торговлю на АЗС иными видами топлив, кроме бензина, дизеля и газомоторного топлива. Это исключит появление на заправках аналогов бензина в виде судового и печного топлива. Кроме того, необходимо создать специальный орган, уполномоченный осуществлять контроль за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию нефтепродуктов. А также установить, что производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота нефтепродуктов должно осуществляться в форме административного расследования с определением всей цепочки поставок некачественного нефтепродукта. Кроме того, Станкевич считает, что необходимо ужесточить санкции за использование техники с превышением допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду (введение запрета на эксплуатацию).
В нефтяных компаниях («Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Башнефть») и Минэнерго не ответили на запрос. В «Роснефти» же заявили, что в компании внедрена и успешно функционирует многоступенчатая система контроля качества продукции от скважины до бака автомобиля. Система предполагает анализ качества на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная от входного контроля сырья и компонентов на нефтеперерабатывающих предприятиях компании и заканчивая контролем качества на нефтебазах и АЗК.
— Отклонение от паспортных показателей ведет к отказу от приемки топлива и, соответственно, передаче в следующее звено реализации. При этом по запросу розничного подразделения в компании внедрена и совершенствуется система внезапных контрольных проверок качества топлив на АЗК, в том числе с использованием мобильных лабораторий, — заключил представитель «Роснефти».