"Роснефть" не намерена отказываться от своих планов в Иракском Курдистане даже после перехода Киркука – крупнейшего месторождения региона – под контроль центральных властей. Крупнейшая нефтяная компания России заключила с правительством региона ряд соглашений вопреки позиции официального Багдада. В случае заключения соглашения между центральными властями и правительством Иракского Курдистана "Роснефть" может потерять средства, инвестированные в регион. 

По словам главы комитета по финансам и экономики парламента Иракского Курдистана Иззата Сабера, объем инвестиций российской компании может составить $3 млрд. При этом, $1 млрд уже переведен на счет правительства Иракского Курдистана. 

Потеря Киркука лишила Курдистан доходов

Отношения между курдами и иракскими властями резко обострились после проведения референдума о независимости Иракского Курдистана. Референдум был проведен также на территории провинции Киркук, которая находится за пределами курдской автономии в Ираке. Более 93% принявших участие в референдуме проголосовали за независимость Курдистана. 

Центральное правительство Ирака, а также соседние страны – Турция и Иран – жестко отреагировали на проведение референдума. Багдад начал военную операцию, в результате которой иракская армия заняла провинцию Киркук и одноименное месторождение – крупнейшее на cевере Ирака. 

По словам Сабера, после восстановления контроля центральной власти над Киркуком резко сократился экспорт нефти из Курдистана через турецкий порт Джейхан – с 700 тыс. до 200 тыс. барр./сут. Когда Киркук контролировался курдами, иракские эксперты оценивали объем добычи на месторождении в 350-400 тыс. барр./сут. При этом, финансовые потери Иракского Курдистана от сокращения экспорта нефти оцениваются в $500 млн в месяц и сейчас не превышают $300 млн. 

Деньги заплачены, а нефти нет

Российская компания заключила юридически обязывающие соглашение с курдами, в соответствии с которым получала право на покупку в 2017-2019 гг до 70% нефти, экспортируемой из региона. Условия для "Роснефти" были очень привлекательными, поскольку появилась возможность взять под контроль экспортные потоки углеводородов из Курдистана. "Роснефть" также обязалась инвестировать в инфраструктуру для увеличения экспорта нефти из Курдистана до 1 млн т/г. 

Однако ситуация в корне изменилась. Сабер признает, что после потери Киркука правительство Иракского Курдистана не способно выполнить свои обязательства перед "Роснефтью". Российская компания предоставила курдскому правительству $1 млрд в счет будущих поставок нефти. Курды использовали эти средства для погашения огромной задолженности перед компанией Dana Gas из ОАЭ. Кроме того, политическая ситуация в Курдистане выходит из-под контроля из-за противостояния местных кланов. Приостановлены полномочия правительства Масуда Барзани, которое подписывало с "Роснефтью" соглашения о сотрудничестве. 

Сабер уже "посоветовал" начать переговоры с Багдадом, который должен, по мнению курдского парламентария, взять на себя частично исполнение договора между "Роснефтью" и правительством Иракского Курдистана. Ответ из Багдада не заставил себя ждать. Представитель министерства нефти Ирака Асем Джихад заявил: "Любой контракт, заключенный не с федеральным правительством и министерством нефти, является незаконным". 

Иракский Курдистан уже выражает готовность пойти на компромисс и передать весь экспорт нефти центральному правительству. Багдад в свою очередь должен перечислять в бюджет курдской автономии часть экспортной выручки. Если курды договорятся с Багдадом, то "Роснефть" понесет огромные финансовые потери, а планы компании поставить под контроль экспорт нефти из Курдистана потерпят крах. Позиция Багдада остается неизменной – вся добываемая на территории Ирака нефть должна экспортироваться только через государственную компанию SOMO.

Соглашения с курдами "Роснефть" заключала вопреки позиции центрального иракского правительства, поэтому в новых политических условиях договориться с Багдадом будет крайне затруднительно.  

Сабер также сообщил, что три из пяти блоков, лицензии на разработку которых курдские власти предоставили "Роснефти" на очень выгодных условиях, сейчас контролируются иракской армией, пишет Прайм

Кроме того, все больше экспертов признают, что оценка запасов углеводородов Иракского Курдистана была явно завышена, поэтому многие компании пересматривают свои планы. Последней стала Chevron – вторая крупнейшая компания США – которая приостановила работу в регионе под предлогом политической нестабильности. 

Возможно, "Роснефть" сможет договориться с Багдадом о разработке нефтяных месторождений, но условия для российской стороны будут гораздо менее выгодными, а перспективы обнаружения коммерческих запасов углеводородов сомнительны. 

Нет худа без добра

Помимо нефтяных проектов "Роснефть" также намерена начать масштабную добычу газа в Курдистане и построить трубопровод, по которому в Южную Европу планируется экспортировать до 30 млрд куб. м/г. Объем инвестиций оценивается в $1 млрд. Газопровод из Курдистана должен быть подсоединен к TANAP (Трансанатолийскому трубопроводу), который является частью "Южного газового коридора" – проекта, находящегося под патронажем ЕС. В Брюсселе рассматривают "Южный газовый коридор" как источник поставок газа, который должен снизить зависимость Европы от России. Сейчас "Газпром" ведет строительство двух ниток газопровода "Турецкий поток" – 15,75 млрд куб. м/г каждая – которые будут проложены по дну Черного моря. По одной нитке газ будет поставляться в Турцию, по другой – в Европу.  

По "Южному газовому коридору" должен экспортироваться газ, добываемый на каспийском шельфе Азербайджана. Объем поставок составит 16 млрд куб. м – 6 млрд куб. м/г предназначены для Турции, а Европа получит лишь 10 млрд куб. м/г. 

Экспорт 30 млрд куб. м/г из Курдистана способен обрушить цены на газовом рынке Южной Европы. При этом, две российские компании – "Газпром"  и "Роснефть" – будут конкурировать между собой. 

Однако переход Киркука под контроль центральных иракский властей, изменение политической ситуации в Иракском Курдистане ставит под угрозу не только нефтяные, но и газовые проекты "Роснефти".