Минэнерго предложило резко упростить подключение НПЗ к магистральным трубопроводам, отменив госэкспертизу проектов. Минэкономики инициативу поддержало, но резко против выступили "Транснефть" и Ростехнадзор: там уверены, что либерализация позволит подключение мини-НПЗ ("самовары"), выпускающих низкокачественную продукцию. Такие "самовары", по мнению "Транснефти", хотят отбирать только легкую нефть, что ухудшает общее качество сырья в нефтепроводах. Но эксперты считают, что сейчас — на фоне падения маржинальности переработки — подключение новых НПЗ не самый актуальный вопрос.
В конце марта Минэнерго направило на согласование в правительство проект изменений в порядок подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам. Министерство хочет сделать необязательным прохождение госэкспертизы при подаче заявки на подключение нового или модернизируемого завода. Упрощение процедуры обсуждается еще с 2014 года по инициативе ФАС, но изменения до сих пор не согласованы. ФАС надеется, что новые НПЗ увеличат конкуренцию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Служба, в частности, предлагала отменить гарантийные письма, которые "Транснефть" требует от НПЗ перед подключением,— заводы обязуются отбирать определенные объемы нефти из системы не менее трех лет.
Против инициативы Минэнерго резко выступила "Транснефть". По мнению монополии, отказ от госэкспертизы "будет способствовать росту числа мини-НПЗ, в том числе криминальных структур, не способных производить высококачественную продукцию и нацеленных на быстрое получение прибыли". В 2015 году мини-НПЗ переработали 8,4 млн т нефти (около 3% от общего объема переработки 282 млн т). "Транснефть" поддержал и Ростехнадзор: по мнению ведомства, поправки "снизят надежность и безопасность эксплуатации нефтепроводов". Еще в феврале Ростехнадзор предложил передать ему функцию ведения реестра НПЗ от Минэнерго. По мнению надзора, это позволит повысить эффективность контроля в том числе за ходом модернизации заводов.
"Транснефть" беспокоит проблема качества нефти. Тяжелую нефть с высоким содержанием серы в нефтепроводы сдают Татарстан и Башкирия, в трубе она смешивается с легкой нефтью Западной Сибири и затем уходит на экспорт (эта смесь и является основным экспортным сортом Urals). При этом, отмечают в "Транснефти", в 80% случаев мини-НПЗ хотят подключиться к трубам с малосернистой нефтью. Это позволит им экономить на переработке, но ухудшит качество нефти для прочих НПЗ и экспорта. Поэтому, пояснил "Ъ" советник президента "Транснефти" Игорь Демин, монополия считает правильным давать разрешения на подключение НПЗ, ориентированным на нефть с содержанием серы не менее 1,7%.
Минэнерго постаралось снизить опасения участников рынка, записав в проекте, что право подключаться без госэкспертизы проекта получат только НПЗ с глубиной переработки не менее 70%. Это довольно высокий показатель, его достигают даже не все НПЗ крупных нефтекомпаний (средняя глубина по РФ в 2015 году — 74%). Минэкономики согласилось с таким подходом, согласовав документ с небольшими замечаниями. Но "Транснефть" указала, что методология определения глубины переработки разработана в 1980 году и имеет недостатки, чем пользуются мини-НПЗ, которые указывают в заявках глубину даже выше 70%.
В ФАС согласны, что пункт нужно доработать. "По нашему мнению, Ростехнадзор должен проверять, насколько заявления заводов об уровне переработки соответствуют действительности",— заявил начальник профильного управления службы Дмитрий Махонин. Но он считает опасения "Транснефти" об увеличении количества серы в системе преждевременными. "Неясно, сколько новых заводов в итоге подключатся, какую нефть они будут перерабатывать, а тенденция ухудшения качества нефти наблюдается давно и требует отдельных решений",— говорит он.
Проблема подключений новых НПЗ сейчас все менее актуальна из-за экономических причин, отмечает старший вице-президент Argus Media Вячеслав Мищенко, поясняя, что после налогового маневра и повышения акцизов маржа переработки резко упала. Особенно это касается мини-НПЗ из-за высоких выходов мазута, экспортная пошлина на него резко растет. "Сегодня даже крупные заводы работают на технологических минимумах, так что вряд ли будут желающие сейчас вкладывать деньги в строительство новых НПЗ",— говорит эксперт. Господин Мищенко согласен при этом, что важно контролировать качество нефти, так как в текущей ситуации интерес к российской нефти в мире снизится, если содержание серы продолжит расти.