регионы

Ленинградская область становится местом реализации многочисленных проектов по строительству инфраструктуры для транспортировки российского газа в Западную Европу.

В октябре завершились работы по электрификации железнодорожных подходов к морскому торговому порту Усть-Луга с развитием Усть-Лужского железнодорожного узла. Скоро здесь должны начаться работы по строительству "Газпромом" крупнейшего в Европе завода по производству сжиженного газа — "Балтийского СПГ".

Завершившаяся 18 октября электрификация подходов к порту велась с 2011 года. За это время построено и реконструировано более 700 км контактной сети. Введено более 150 км вторых путей, реконструировано 11 станций, построена предпортовая и современная сортировочная станция Лужская. По словам президента ОАО РЖД Олега Белозерова, проведенные работы позволят более чем на 11 млн тонн в год увеличить объемы перевалки грузов, сократить время доставки грузов на полигоне Кузбасс — Лужская на 12 часов.

Крупнейший в Европе

Проведенные железнодорожниками работы оказались более чем своевременными. Роль региона в импорте российского газа за рубеж возрастает. Ключевым объектом станет "Балтийский СПГ" — расположенный в порту Усть-Луга завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 10 млн тонн в год. При необходимости проектная мощность завода может быть увеличена до 15 млн тонн. Решение о строительстве завода принято в 2015 году на основании наблюдающегося роста спроса на СПГ. Рынками сбыта для нового предприятия предположительно станут страны Атлантического региона, Ближнего Востока, Южной Азии, а также регионы Балтийского и Северного морей.

Партнером "Газпрома" в реализации проекта летом стал англо-голландский концерн Royal Dutch Shell. В июне партнеры подписали основные условия соглашения о совместном предприятии. Документ определяет принципы функционирования СП, которое будет осуществлять работы по проектированию, привлечению финансирования, строительству и эксплуатации завода. Стороны также заключили рамочное соглашение о совместных технико-экономических исследованиях по проекту "Балтийский СПГ". Около трех месяцев назад "Газпром" совместно с Shell начал подготовку предварительных расчетов проекта строительства.

Сроки реализации этого крупнейшего в Европе проекта СПГ несколько раз переносились. Последний раз их обозначил заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев. По его версии, плановый срок ввода "Балтийского СПГ" в эксплуатацию — 2022 или 2023 год. Инвестиции в проект могут составить $11,5 млрд. Территория предприятия займет 364 га в районе морского порта. Кроме самого завода, в проект входит трубопровод длинной 360 км, который будут тянуть от Волхова, а также терминал в порту.

Переведут суда на газ

Еще один, правда, гораздо менее крупный, чем в Усть-Луге, завод СПГ "Газпром" строит на северном побережье Финского залива — в бухте Портовая неподалеку от Выборга. Мощность "Комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ" составит 1,5 млн тонн в год. Площадь, на которой реализуется проект, составляет 60 га, а требуемые инвестиции — 126 млрд рублей.

Новый завод возводится рядом с компрессорной станцией "Портовая". Но в отличие от соседки, занятой обеспечением газом "Северного потока", он должен будет поставлять углеводороды в Калининградскую область, а также реализовывать газ судовладельцам. Скоро уже два года, как вступило в действие приложение к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78 в Балтийском море. Постановление регламентирует предельный уровень содержания серы в судовом топливе. Привести корабли в соответствие новым требованиям судовладельцы смогут несколькими способами. Оптимальным является переоборудование корабельных энергетических установок для работы на газе.

Судовладельцам предполагается реализовывать 300 тыс. тонн СПГ в год. По расчетам специалистов, именно столько газа потребуется для покрытия потребностей в топливе всех бороздящих Балтику судов. Остальные 1,2 млн тонн кораблями будут отправляться в Калининградскую область для обеспечения энергетической независимости этой российской территории от стран Евросоюза. Запуск строящегося комплекса в Портовой запланирован до конца 2018 года.

Совсем небольшое предприятие здесь же, в порту Высоцк, строит компания "Криогаз-Высоцк", принадлежащая "Новатеку" (51%) и Газпромбанку (48,9%). Инвестиции в проект составят 54 млрд рублей, мощность завода — 660 тыс. тонн СПГ в год. Половину производимого объема будет приобретать Финляндия, где уже строятся суда для вывоза газа. Завершить строительство планируется в 2018 году.

С запасом

Проекты "Газпрома" зачастую избыточны и не всегда экономически эффективны. Особенно когда они связаны с политическими решениями руководства страны. Взять, к примеру, строительство новых газопроводов. Возможно, строительство завода СПГ в районе компрессорной станции "Портовая" также больше связано с политикой, нежели экономикой. Иначе трудно понять, зачем нужен небольшой завод, если неподалеку строится предприятие, способное в 7-10 раз перекрыть его мощность. Разве только для переработки излишков газа из "Северного потока", если они будут возникать в случае недобора европейскими потребителями, пишет Ъ.

Примерно такая же стратегия прослеживается при газификации Калининградской области. Газ туда поставляется по магистральному газопроводу Минск - Вильнюс - Каунас — Калининград, производительностью 2,5 млрд куб. м в год. "Стратегия развития газификации Калининградской области на период до 2020 года" предусматривает сокращение потребления сжиженного углеводородного газа вследствие его замещения природным газом. "Одновременно с этим "Газпром", считая, что прохождение трубы через прибалтийские страны несет в себе риски, строит альтернативный путь — терминал по приему СПГ в Калининградской области,— говорит аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев.— Мощность терминала должна составить 2 млрд куб. м газа в год. Доказывая европейским партнерам, что СПГ обходится потребителям дороже трубопроводного газа, "Газпром", по сути, делает в Калининградской области то же, что критикует в Европе: диверсифицирует источники газа, вкладывая в это значительные средства".

Быть в тренде, стремиться к рынкам

Несмотря на традиционную избыточность, строительством сразу нескольких заводов "Газпром" вписывается в мировой тренд. Рынок СПГ растущий, перспективный, более универсальный и конкурентный, чем поставки газа по трубам. В отличие от трубопроводного газа, СПГ танкерами по морю можно доставить в любую точку планеты, где есть спрос и терминалы по регазификации. "Учитывая близость к европейским портам, доставка СПГ из Усть-Луги может оказаться дешевле, чем из США,— считает Алексей Калачев.— Если еще и себестоимость производства СПГ будет не выше американской, эта продукция может оказаться вполне конкурентоспособной".

Строительство заводов СПГ позволит России выйти на перспективный рынок СПГ не только Европы, но и Азии. Нашей стране это даст возможность к 2035 году увеличить свою долю с текущих 5 до 12%, считает руководитель аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. "В Европе построили много разжижающих газовых терминалов,— говорит эксперт.— И, обладая лучшей ценой, российский газ может быть также более востребован, чем более дорогие поставки из США и стран Ближнего Востока". 

Кроме того, для российского сжиженного природного газа станут возможны своп-операции (то есть обмен газом) при поставках на разные рынки. "Российские и ближневосточные поставщики получат возможность с минимальным транспортным плечом отгружать продукцию на целевые рынки,— продолжает Дмитрий Кумановский.— Это позволит увеличивать перевалку на российских СПГ-терминалах выше текущих контрактов российских компаний и улучшит окупаемость таких проектов. Поэтому и в Высоцке, и в Усть-Луге терминалы будут со временем загружены поставками в Калининград и Европу".