Сложная ситуация на мировом нефтяном рынке подогревает многие международные и внутренние конфликты. При этом Россия, максимально зависящая от добычи и экспорта нефти, стремится проводить в нынешних внутри- и внешнеэкономических условиях более прагматичную политику в "нефтяных" странах Магриба, Ближнего Востока и в отношении Турции. Но ряд других "нефтяных" стран, в отличие от РФ, намерены побыстрее ослабить свою зависимость от нефтяного фактора. Таковы оценки ряда зарубежных СМИ во второй половине июня с.г.

Forbes (США, 29.06.) отмечает: "...несмотря на падение цен, Россия продолжает наращивать добычу нефти. Рост с 2007 года, когда прозвучали ошибочные заявления о пике добычи, составил 12%. Одна из причин этих ложных прогнозов — навязчивая идея о «доказанных запасах», хотя это текущий и весьма изменчивый показатель. Люди часто забывают, что технологии развиваются, «нетрадиционные» резервы становятся «традиционными», а глобальное предложение становится всё разнообразнее. Если в 2000 году доля нефти в глобальном предложении составляла 89%, то сейчас она равна 81%.

Таким образом, мы демонстрируем неспособность в полной мере оценить то, сколько у той или иной страны есть нефти.

Доказанные запасы нефти в России на сегодня превышают 80 млрд баррелей, хотя в 2008 году этот показатель составлял 60 млрд, а в 2000 г. - 50 млрд. Самый последний рост запасов и добычи чрезвычайно показателен, потому что происходит это при необычайно низких ценах, которые, по идее, должны снижать, а не увеличивать прогнозные данные.

...С 2000 года доказанные запасы нефти в России выросли на 30 млрд баррелей, хотя добыча составляет более 56 млрд. Сегодня РФ потребляет около 3,5 миллиона баррелей в день, и рост спроса там будет очень низким. Сейчас она экспортирует почти 15% от общемирового объема нефтедобычи, и поэтому ее перспективы приобретают возрастающее значение".

При этом российский нефтяной сектор "сталкивается с многочисленными проблемами. Падение цен ведет к повышению налогов, к старению инфраструктуры, а санкции ограничивают РФ доступ к важнейшим передовым технологиям, что самое по себе оказывает пагубное воздействие. Правительство делает корректировки, но, похоже,  для сбалансированного бюджета ему нужна цена на нефть в пределах 82 долл за баррель.

...Россия и впредь будет нефтяным и газовым центром силы. Для нее это просто необходимо: нефть и газ составляют свыше 60% экспорта и более 30% ВВП. В общем объеме российских энергоресурсов нефть и газ составляют 80% (25% нефть и 55% газ). Доходы от углеводородов составляют более 50% федеральных бюджетных поступлений".

Milliyet.com (Турция, 29.06.) акцентирует внимание на газовом факторе отношений Турции с РФ, полагая, что он сыграл важную роль в двухсторонней нормализации: "...в импорте Турции из России энергетика сохранила критически важное место. В прошлом году Турция импортировала 27 млрд кубометров природного газа из России, и именно из этой страны в Турцию поступают наибольшие объемы природного газа. Из-за веса, который он имеет в производстве электроэнергии в Турции", этот российский продукт "играет критически важную роль. Но из-за кризиса в российско-турецких отношениях достичь ожидаемой скидки цены на газ не удалось, при этом частные импортеры время от времени сталкивались с сокращениями газовых поставок.

И проект TANAP, который, как ожидается, в 2018 году будет передавать азербайджанский газ в Турцию, и израильский газ (на средиземноморском шельфе Израиля. - прим. ред.), возникший на повестке дня после прогресса, достигнутого в отношениях с Израилем, еще не скоро составят альтернативу российскому природному газу".

Отмечено также, что "после самолетного кризиса судьба проекта «Турецкий поток», который должен был передавать российский природный газ в Европу через Турцию, стала туманна. Пропускная способность трубопровода прогнозировалась в 63 млрд куб. метров в год. Ожидалось, что по этому проекту Турция будет ежегодно получать около 14 млрд кубометров, а остальные 49 млрд будут идти в Европу. Для этого проекта планировалось проложить по дну моря трубу протяженностью 900 км.

«Турецкий поток» должен был гарантировать снабжение Турции природным газом на ближайшие годы. Вслед за письмом Эрдогана Путину в этой сфере последовали конструктивные сигналы. Российская государственная компания «Газпром» выразила готовность продолжать приостановленные переговоры о трубопроводе «Турецкий поток»".

"Le Huffington Post" (Франция, 27.06.) показывает растущую роль России и других стран в Ливии, где идёт война в основном за огромные ресурсы местной нефти: "...как бы то ни было, стоящие у истоков ливийского хаоса силы - они получают военную поддержку одновременно от Анкары, Дохи, Европейского Союза и Вашингтона - заручились ореолом добродетели в глазах международного сообщества, выдворив из Сирта (центральная часть побережья страны. - прим. ред.) ИГИЛ.

В любом случае, никому еще не удалось найти преемника Каддафи, которому хватило умения равным образом распределить нефтяную манну между племенами (помимо инвестиций в инфраструктуру и в общественное достояние), что служило гарантией социального мира. В такой обстановке Алжир поддерживает триполитанское правительство не из-за идеологической близости с «Братьями-мусульманами», а из-за возможности удержать свою восточную границу...

Москва продолжает вооружать и поддерживать Новую ливийскую армию генерала Хафтара: хотя та, по всей видимости, сдаёт позиции под напором вооруженных сил правительства национального согласия, она все равно сохраняет контроль над большей частью Киренаики" (Восточная Ливия. - прим. ред.).

Некоторые СМИ Ирана дают понять, что Россия, видимо, не против обсуждать варианты раздела Сирии с учетом внешней заинтересованности в ее транзитных нефтепроводах. По мнению "Khorasan" (18.06.), Россия ведет в Сирии и Ближнем Востоке  "двойную игру", помогая режиму Асада и в то же время развивая «дружбу» с Тель-Авивом (обе стороны инициируют взаимную зону свободной торговли. - прим. ред.). Основываясь на оценках ливанского политолога Лейлы Накула, отмечено, что "в российско-сирийских отношениях нет ясных горизонтов так же, как до конца не ясно, какую сторону занимает Россия в арабо-израильском противостоянии и в Сирии. Зато Асад в недавнем выступлении перед парламентом высказался прямо: утрата Сирией территориальной целостности для Дамаска неприемлема. Что характерно, сделал это Асад, обращаясь именно к Москве".

Саудовско-британский сайт "Elaph" (во второй декаде июня) сообщает о новых проектах в Саудовской Аравии, призванных понизить роль нефтяного фактора. "Elaph" цитирует министра энергетики Саудовской Аравии Халида ль-Фалиха, заявившего о формировании "Энергетического города". На его территории "будут возведены газовые электростанции, призванные обеспечить значительную часть энергопотребностей страны. Предполагается и возведение электростанций из возобновляемых источников энергии. Власти рассчитывают на привлечение в эти проекты иностранных партнеров".