Российской экономике необходима реформа экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. К такому выводу пришли авторы стратегии  социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., сообщает РИА "Новости".

Изучив проблемы стратегии, эксперты предлагают правительству постепенно отменять экспортные пошлины на нефть, заменяя их повышенными ставками НДПИ и налогом на чистый доход нефтяных компаний.

Действующие пошлины, помимо субсидирования российской нефтепереработки, поддерживают разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. Повышение внутренних цен в результате реформы экспортных пошлин, по мнению экспертов, создаст для субъектов рынка правильные ценовые ориентиры, повысит стимулы к росту энергоэффективности, повышению глубины переработки нефти.

Однако проведение такой реформы в краткосрочной перспективе может негативно отразиться на экономическом росте и привести к снижению конкурентоспособности отдельных секторов и повышению социальной напряженности.

"В связи с этим отмена экспортных пошлин не может быть произведена одномоментно, а должна предполагать определенный переходный период, необходимый для технологической перестройки", – говорится в докладе экспертов.

Первый этап реформы предлагается снизить экспортную пошлину на нефть (до уровня, обеспечивающего сохранение приемлемой экономической эффективности нефтепереработки) и отмену экспортной пошлины на нефтепродукты. Второй этап, по мере модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, полную отмену экспортной пошлины на нефть.

Выпадающие доходы бюджета от снижения и отмены пошлин предлагается компенсировать за счет повышения ставки НДПИ на нефть.

При этом, определяя дальнейшую судьбу самого налога, правительству придется учитывать "объективное ухудшение условий развития нефтяной отрасли". То есть потребуется дифференциация налоговой нагрузки на добычу нефти с учетом экономической эффективности разработки месторождений. Такая дифференциация должна осуществляться путем снижения ставки НДПИ для отдельных регионов (неосвоенные регионы с отсутствующей инфраструктурой), континентального шельфа и отдельных категорий месторождений (мелкие и выработанные месторождения).

Разработчики стратегии предлагают дополнительно рассмотреть вопрос о возможности перехода к адвалорному НДПИ, налоговой базой которого является стоимость нефти в пункте ее добычи (цена реализации минус расходы на доставку). В этом случае для сохранения прогрессивности налоговой системы предлагается установить зависимость ставки налога от мировой цены на нефть.

Для новых месторождений, разработка которых требует повышенных затрат, предлагается разработать налог на дополнительный доход (НДД).

"Применение налога на доход целесообразно сочетать с НДПИ, который в таких случаях должен взиматься по пониженной ставке (например, с понижающим коэффициентом 0,2)", – говорится в документе.

Ставка экспортной пошлины на нефть, добываемую по таким проектам, также должна быть значительно снижена или установлена на нулевом уровне.

В концепции нет четких рекомендаций по конструкции НДД. Правительству предстоит определить, будет это налог с прогрессивной ставкой, зависящей от уровня доходности проекта, или налог на финансовый результат с единой ставкой, будет он применяться ко всем новым месторождениям, или только к месторождениям на континентальном шельфе, будут ли установлены различные налоговые режимы для месторождений на суше и шельфе, а также установить сроки введения НДД.

Напомним, в октябре 2011 г. в России введен новый налоговый режим для нефтяной отрасли, в соответствии с которым изменена методика расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В ее основе так называемая формула  "60/66", которая унифицирует ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и рассчитывает ее с коэффициентом 0,66 (66%) от ставки пошлины на нефть. Одновременно может снизиться экспортная пошлина на нефть путем сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с действующих сейчас 65% до 60%. При этом коэффициент расчета ставки пошлины на бензины составляет 0,90 (90%).

Система "60/66" призвана стимулировать добычу нефти и одновременно увеличить производство светлых нефтепродуктов.

Для стимулирования разработки нефтеносных площадей региона Восточной Сибири, которые служат ресурсной базой для наполнения нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО), с 1 июля 2010 г. для ряда месторождений Восточной Сибири действует льготная ставка пошлины на экспорт с коэффициентом 0,45 при цене отсечения $50/барр. До этого на данный вид нефти распространялась нулевая ставка пошлины.

Напоминаем, что IV Международная конференция «Бензины 2012» состоится 10 апреля 2012 года в отеле «Ритц-Карлтон», Москва. Приглашаем всех заинтересованных участников рынка присоединится к обсуждению ближайших перспектив отрасли и определить стратегический вектор ее долгосрочного развития. Участие в работе конференции позволит Вам получить полную и актуальную информацию о тенденциях рынка бензинов, встретиться с основными игроками рынка. Соорганизатор конференции - компания "Волжский оргсинтез". Мероприятие пройдет при поддержке информационного центра «Кортес». Дополнительную информацию о предстоящей конференции можно получить по тел. + 7 (495) 797-49-07 или e-mail: org@creon-online.ru

II Международная конференция «Дизель 2012» состоится 17 мая 2012 г. в Отеле Ритц-Карлтон. Компания «Креон» будет рада видеть на мероприятии всех заинтересованных игроков рынка. Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797 49 07 или электронной почте: org@creon-online.ru