дизель

Морской экспорт дизельного топлива и газойля за первое полугодие 2023 года вырос почти на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — в среднем до 1,055 млн барр. в сутки, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Kpler.

Крупнейшими покупателями стали Турция с долей 30%, Саудовская Аравия и Бразилия (около 11% экспорта). Примерно по 4% поставок приходится на Марокко, Тунис, Египет, Ливию и ОАЭ, чуть меньше 3% — на Гану.

Если в первом полугодии 2022 года крупнейшими импортерами российского дизтоплива были страны ЕС, Великобритания и Норвегия — тогда на них приходилось 77% поставок, — то в этом году их доля составила около 9%.

После введения эмбарго и ценового потолка на нефтепродукты большинство европейских стран перестали покупать топливо у России и ей пришлось искать новые рынки.

По словам аналитика Kpler Виктора Катоны, с 5 февраля после введения в действие потолка цен предельная скидка на российское дизтопливо колебалась в диапазоне около $150–200 за тонну, то есть примерно $20 за баррель.

Для российских нефтекомпаний продажа дизтоплива как минимум на $10 за баррель выгоднее, чем продажа нефти, этим объясняется увеличение экспорта топлива, передает РБК.

В феврале страны ЕС, G7 и Австралия согласовали предельную цену в $100 для дизельного топлива и $45 для мазута. Президент Владимир Путин в ответ запретил поставки иностранным гражданам и компаниям, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт российской нефти в июне упал на 600 тыс. барр., до 7,3 млн барр. в сутки — это самый низкий уровень с марта 2021 года. Доходы от поставок за рубеж сократились на $1,5 млрд, до $11,8 млрд — почти вдвое по сравнению с прошлым годом.

Правительство ищет варианты решения вопроса с ценами, и предложение полностью запретить экспорт действительно прозвучало. Но на совещании у вице-премьера Новака, курирующего отрасль, речь уже шла о том, чтобы ограничить, а не запрещать полностью, то есть об экспортных квотах на бензин.

В итоге пока лишь утверждены новые, повышенные нормативы продаж бензинов и ДТ на бирже — они вырастут на 1 процентный пункт. Поможет ли это хотя бы приостановить рост цен, аналитики сомневаются, пишет oilcapital.ru.

Тем не менее экспорт нефтепродуктов из РФ растет, и это позитивный момент для российского бюджета, ведь еще в феврале, когда начал действовать запрет на ввоз нефтепродуктов из РФ в ЕС, аналитики ждали резкого падения экспортных потоков дизеля.

Но переориентация на другие рынки, похоже, прошла успешно: самым популярным местом доставки российских нефтепродуктов теперь традиционно является Турция (30% от всего объема), много топлива едет в Саудовскую Аравию и Бразилию, также в число интересных направлений все больше входят разные страны Африки.

Кроме того, снижается стоимость фрахта, сокращаются дисконты на российские энергоресурсы, что не может не радовать отвечающий за бюджет РФ Минфин.