выбросы

В российской энергетике выбросы углекислого газа будут снижаться медленнее, чем у основных торговых партнеров страны, отмечается в новом докладе Standard & Poor’s. У РФ пока нет особой заинтересованности в переходе на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) или в снижении эмиссии парниковых газов. Для России гораздо важнее ценовая доступность энергии, нежели абстрактные экологические цели. Расширение планов по газификации будет сдерживать декарбонизацию РФ, считают эксперты.

Российские чиновники формально поддерживают переход к светлому «зеленому» будущему, отмечают в S&P. Так, в июне Госдума приняла законопроект о снижении уровня выбросов парниковых газов, введении «зеленых» сертификатов и климатических проектах. Документ, в частности, вводит отчетность крупных компаний о выбросах, а также вводит понятия климатических проектов и углеродных единиц. В то же время в Энергетической стратегии России основной акцент сделан на снижении выбросов за счет повышения эффективности (повышения коэффициента использования топлива, снижения потерь в электросетях, повышения энергоэффективности зданий), а не развития ВИЭ.

Несмотря на декларации, фактически структура энергобаланса в стране меняется мало, и эксперты не видят предпосылок к ее изменению в будущем. «Прочные позиции газовой генерации и минимальное использование ВИЭ замедляют декарбонизацию российской электроэнергетики», – уверены они.

Российские власти рассматривают повышение газификации экономики как эффективное средство снижения зависимости энергетики от дизельного топлива и нефтяных энергоносителей, уверены в S&P.

Внутренний спрос на газовое топливо будет расти. Так, на сегодняшний день 62% населения сельской местности имеют доступ к газу. Уровень газификации в городах – 73%, а в среднем по стране – около 70%. По прогнозам Platts Analytics, спрос населения на газ в России будет расти на 0,7% в год до конца 2025 года. Однако уже с 2025 года и до конца 2050 года объем потребления газа населением будет снижаться на 0,6% в год на фоне сокращения численности населения и повышения энергоэффективности. Внутренний спрос на газ в России достигнет максимального уровня в 2027 году, считают в S&P.

Таким образом, РФ и дальше будет делать ставку на традиционную энергетику. Совокупно с использованием угля, нефти и природного газа в качестве источников добывается приблизительно 665 терраватт-часов всего объема электроэнергии в РФ. Это в разы больше, чем за счет ВИЭ.

Дальнейший рост использованитя традиционных видов топлива на фоне недостаточного использования электроэнергии, по мнению экспертов, ведет к тому, что объем выбросов СО2 в РФ останется стабильным. Для сравнения: в 2018 году объем выбросов при сжигании топлива составлял 1,65 гигатонн (Гт), что эквивалентно 67% от объема выбросов в 1990 году. При этом в Минэкономразвития прогнозируют, что к 2050 году объем выбросов будет составлять 65% от уровня 1990-го.

Доля ВИЭ в России составляет около 1% установленной мощности и всего 0,3% совокупного объема генерируемой электроэнергии. Но аналитики уверены в увеличении этой доли. Однако доля солнечной и ветровой генерации в РФ будет отставать от аналогичных показателей ЕС и мировой экономики.

Для сравнения: Китай в прошлом году только в рамках инициативы «Один пояс и один путь» инвестировал в «зеленую» энергетику 11 млрд долл. В России же господдержка ВИЭ снижается. В 2019 году на поддержку отрасли было выделено 400 млрд руб., в 2025–2035 годах будет выделяться свыше 300 млрд руб.

Основные причины отсутствия интереса к ВИЭ, как считают в S&P, в климатических и демографических особенностях страны. «В наиболее населенных российских регионах (Москва, Санкт-Петербург и близлежащие регионы) нет достаточных солнечных и ветровых ресурсов. А самые ветреные районы России на побережье Арктики являются малонаселенными. Оборудование же для ветрогенерации должно соответствовать сложной логистике региона (отсутствие развитой транспортной инфраструктуры) и его суровым климатическим условиям (снег, низкие температуры)», – следует из доклада экономистов. По их мнению, самыми перспективными с точки зрения ВИЭ можно назвать в первую очередь южные регионы страны. 

Отставать от стран Европы, а также США и Китая Россия будет не только по темпам перехода на ВИЭ, но и в части показателей по снижению выбросов углекислого газа в энергетике. И в первую очередь потому, отмечают в S&P, что для России обеспечение надежного снабжения электроэнергией и ее ценовая доступность традиционно являются более высокими приоритетами, чем экологические цели. «Более того, колоссальные углеводородные запасы страны обеспечивают стабильность и ценовую конкурентоспособность газовой генерации», – подчеркивают эксперты.

Тем не менее давление со стороны международных инициатив по защите окружающей среды будет нарастать. К примеру, новый механизм трансграничного углеродного сбора (СВАМ) является частью европейского «Зеленого курса» (Green Deal) и предусматривает введение платы за импорт продукции с высоким углеродным следом. Детали механизма не определены, однако его введение может негативно повлиять на ценовую конкурентоспособность российских экспортеров. И это притом, что Евросоюз – крупнейший торговый партнер России, на которого приходилось 37,5% совокупного российского экспорта в 2020 году.

При этом сами эксперты отмечают, что даже если РФ ничего не предпримет в плане снижения выбросов – она окажется в выигрыше. Так, совокупный объем выбросов CO2 в России в 2019 году составил около 1,7 млрд т против 2,9 млрд т в ЕС. «Поэтому России необязательно достигать нулевых выбросов к 2050 году. Напротив, объем эмиссии может оставаться стабильным – в зависимости от динамики декарбонизации в ЕС и методологии расчета уровня выбросов. Например, учитывая продолжительность нахождения парниковых газов в атмосфере и изменения в землепользовании, Россия теоретически может достичь долгосрочной цели и без существенного изменения объема выбросов парниковых газов, если к 2050 году снижение выбросов в ЕС составит лишь 50% от текущего уровня», – предполагают в S&P. Однако, продолжают они, если ЕС сумеет достичь более существенного снижения выбросов, России будет догнать их куда сложнее.

Если сравнивать страны в глобальной выборке, темпы приближения к нулевым выбросам прямо пропорциональны цене на энергию в стране, а также цене и объему капитала, отмечают эксперты «НГ». «России приходится исходить из текущей ситуации со сравнительно дешевой энергией, невозможностью резко поднять на нее цены путем регулирования и ограничениями масштабов целевого государственного субсидирования программ по повышению энергоэффективности», – говорит начальник управления аналитических исследований компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

Естественно, что, обладая огромными запасами углеводородных ресурсов, России куда проще и дальше придерживаться традиционных для нас видов топлива, соглашается шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.