В начале января Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) и ассоциация «Русская Сталь», объединяющая крупнейших производителей стали, обратились в Минпромторг с просьбой отсрочить вступление в силу поправок в Налоговый кодекс, согласно которым мазут будет отнесен к средним дистиллятам, а значит будет облагаться акцизом. Поправки вступят в силу 1 апреля 2020 г., бизнес просит отсрочить их на год. «Ведомости» ознакомились с содержанием писем, их подтвердили собеседники, близкие к четырем разным участникам переговоров. Представитель Минпромторга подтвердил получение обращений.
Изменения в кодексе повлечет рост цен на мазут практически в два раза - рыночная стоимость тонны топлива 9000 руб. и сумма акциза, установленная в размере не менее 9 585 руб, пишут в своих письмах РАПУ и «Русской стали». По их мнению, это приведет «к дополнительному и несправедливому росту налоговой нагрузкой и снижению экономической эффективности предприятий, работающих в северных регионах».
Позиция РСПП
11 декабря 2019 г. , с аналогичной просьбой президент РСПП Александр Шохин обратился к Дмитрию Козаку, занимавшему тогда пост вице-премьера, сообщал «Интерфакс». Шохин подчеркивает, что промышленные компании, работающие в условиях севера, используют мазут на технологическом оборудовании в качестве основного топлива и других альтернатив у них нет. Поправки в налоговый кодекс должны были стабилизировать цены на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, но на практике это будет осуществляться за счет промышленных предприятий, указывает он. «Ведомости» направили запрос представителю РСПП.
24 декабря прошлого года Козак поручил Минфину, Минпромторгу и Минэнерго проработать вопрос. Завтра, 23 января, в Минэнерго состоится совещание по вопросу введения акциза на мазут, сообщил предствитель министерства. Совещание будет носить технический характер: представители бизнеса участвуют, но острых вопросов на нем поднимать не планируется, говорит федеральный чиновник.
Кто пострадает
Сильнее всего от введения акциза на мазут пострадают металлургические предприятия и производители минудобрений, работающие на севере страны. Так, например, сырьевые активы «Северстали» «Карельский окатыш» (Карелия) и «Олкон» (Мурманская область) потратят на уплату акциза на мазут дополнительно 1,5 млрд руб. ежегодно. Эти предприятия потребляют почти 170 000 мазута ежегодно - оно идет на обеспечение работы котельной и технологические нужды.
Ежегодные потери Ковдорского ГОКа «Еврохима» (Мурманская область) Андрея Мельниченко составят 1,2 мдрд руб., приводятся данные в справке РСПП и письмах ассоциаций. Предприятие потребляет примерно 170 000 т мазута в год. Введение акциза на мазут сведет на нет возможный положительный эффект от мер по поддержке предприятий, работающих в условиях крайнего севера, прокомментировал через представителя генеральный директор «Еврохима» Игорь Нечаев. «В новом правительстве это понимают, проблема будет услышана и решена», - надеется он.
«Необоснованный ценовой барьер на мазут приведет к увеличению затрат производителей и сокращению выпуска минеральных удобрений и сырья для их производства» ,- сообщил президент РАПУ и гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев в письме министру промышленности и торговли Денису Мантурову 13 января 2020 г. Производители не смогут реализовывать инвестиционные проекты, проводить модернизацию мощностей и увеличивать производство, а рост цен на мазут приведет к увеличению цен на минеральные удобрения и, соответственно, снижению их потребления на внутреннем рынке, пишет он. У «Фосагро» в Мурманской области находится крупнейший горнодобывающий актив - кировский «Апатит». Представитель «Фосагро» от комментариев отказался.
Совокупные потери предприятий отрасли в Мурманской области от введения акциза на мазут достигнут 3 млрд руб. ежегодно, говорил человек в одном из производителей минеральных удобрений. Сейчас эти предприятия потребляют примерно 300 000 т мазута в год и для них это «безальтернативное основное и резервное топливо», ведь «уровень газификации Мурманской области равен нулю», продолжает собеседник.
«Русская Сталь», обращаясь к Павлу Серватинскому — директору департамента металлургии и материалов Минпромторга — подчеркивает, что введение акциза на мазут приведет к снижению экономической эффективности для всех участников отрасли, ведь все сталелитейные предприятия, а не только работающие на севере, закупают мазут в качестве резервного топлива для использования в чрезвычайных ситуациях.
Минфин не согласен
Минпромторг и Минэнерго поддержали бизнес. В своих письмах Минфину они предлагают отсрочить введение акциза на мазут и рассмотреть предложения бизнеса. Но Минфин их мнение не разделил, о чем прямо сообщил в письме к «Северстали».
Было бы целесообразно отложить введение нормы об уплате акциза и привлечь к обсуждению закона экспертное и бизнес — сообщества, замечает представитель «Северстали». Собеседник, близкий к компании, возмущен, что вместо диалога и поиска решения, Минфин «фактически хлопает дверью» и игнорирует интересы предприятий.
Затраты на мазут в черной металлургии могут составлять до 3% себестоимости конечной продукции, приводит данные старший директор АКРА Максим Худалов. По итогам 2019 г. российским компаниям уже пришлось снизить производство из-за снижения цен на сталь, а ввод акциза на мазут может значимо повлиять на рентабельность отрасли. Совокупное производство стали крупнейшими компаниями — НЛМК, «Северсталь», ММК — сократилось по итоаг 2019 г. на 7%.
Помимо металлургов и производителей удобрений серьезно пострадают железнодорожная отрасль, сельское хозяйство и судоходство, отдельное опасение вызывает риск остановки дизельных электростанций, используемых преимущественно в районах крайнего севера и труднодоступных поселения, продолжает Худалов. Альтернативы мазуту там нет, подчёркивает он. Ежегодно в России потребляется 14 млн т мазута, то есть затраты предприятий на это топливо вырастут на 130-150 млрд руб., подсчитывает эксперт.