Сокращение добычи нефти в России из-за сделки ОПЕК+ может привести к нехватке сырья для Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), принадлежащего «Нефтегазхолдингу» Эдуарда Худайнатова. Это следует из письма вице-президента «Нефтегазхолдинга» Рустама Кажарова, которое он отправил 13 мая замминистра энергетики Павлу Сорокину.
НПЗ выпускает больше половины моторных топлив, которые необходимы Дальнему Востоку, пишет Кажаров, подчеркивая, что снижение загрузки Хабаровского НПЗ приведет к снижению выпуска бензина и дизеля. Представители «Нефтегазхолдинга» и Минэнерго отказались от комментариев.
Почему заводу может не хватить нефти
Хабаровский НПЗ перерабатывает почти 5 млн т нефти в год, или 416 тыс. т в месяц, указывается в письме. Самый крупный поставщик сырья для завода — Иркутская нефтяная компания (ИНК), в 2020 году она должна поставить НПЗ 4 млн т нефти, по 333 тыс. т ежемесячно (или 80% от всех поставок).
По действующей схеме грузопотоков «Транснефти» (обеспечивает транспортировку по системе нефтепроводов) на завод также могут поставлять сырье некоторые другие производители, которые работают в Западной и Восточной Сибири и сдают нефть в трубопровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО), который идет в Китай, говорится в письме.
Но сделка ОПЕК+, в рамках которой российские нефтяные компании в мае-июне 2020 года должны сократить добычу на 19% от уровня февраля, до 8,5 млн т нефти, приведет к пропорциональному сокращению добычи у ИНК, а также «повсеместному сокращению добычи», утверждает вице-президент «Нефтегазхолдинга». Кроме того, некоторые добывающие компании Восточной Сибири экспортируют нефть «сверх нормативов», сказано в письме без указания названий конкретных компаний-экспортеров.
Из-за проблем с нехваткой сырья для Хабаровского НПЗ Кажаров просит Минэнерго ограничить экспорт нефти, чтобы не наносить ущерб российской переработке и быстрее сбалансировать мировой рынок.
Как избежать дефицита
Иркутская нефтяная компания решает вопрос поставок сырья на дальневосточные заводы и находится в тесном взаимодействии с клиентами, а также с Минэнерго и «Транснефтью», сказал ее представитель. По его словам, в июне 2020 года компания намерена поставить на Хабаровский НПЗ 265 тыс. т нефти и выполнит контрактные обязательства в 2020 году.
Дефицита топлива на Дальнем Востоке не будет, утверждает источник, близкий к Минэнерго. С одной стороны, проблема с поставкой сырья на Хабаровский НПЗ почти решена, с другой, — в регионе хватает запасов бензина и дизеля, чтобы их использовать в случае, если завод будет вынужден снизить переработку, говорит собеседник РБК.
Вопросы возникли из-за того, что сделка по сокращению добычи ОПЕК+ была заключена в апреле, когда компании уже законтрактовали экспортные объемы по ВСТО на май и июнь, объясняет источник, близкий к Минэнерго. Отменить эти поставки нельзя, поэтому потенциально могла снизиться отгрузка сырья на внутренний рынок. Но из первоначального выпадающего объема примерно в 200 тыс. т для Хабаровского завода уже нашли почти 150 тыс. т, рассказывает он.
А с 1 июля, по условиям соглашения со странами ОПЕК, Россия немного восстановит добычу, и проблема с нефтью для Хабаровского завода будет решена окончательно, добавляет источник.
Однако Москва может согласиться на продление максимальной квоты на сокращение добычи до сентября, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Тогда в пресс-службе Минэнерго это не комментировали. Представитель ИНК пока не ответил на вопрос, снизит ли компания поставки на экспорт в июле.
С помощью Минэнерго «Нефтегазхолдингу» действительно частично удалось найти выпавшие объемы, подтверждает источник, близкий к заводу. «Небольшой дефицит по сырью пока остается, ситуация сложная, но общими усилиями ее можно исправить», — заключает он.
В самом крайнем случае «Нефтегазхолдинг» и трейдеры могут привезти топливо на Дальний Восток из Сибири, но это будет очень не выгодно, говорит аналитик ценового агентства Reuters Максим Назаров. С учетом расходов на дорогу бензин «Аи-92» из Ангарска обойдется покупателям в 58 тыс. руб. за 1 т, а из Омска — 59 тыс. за 1 т. При этом на АЗС в Приморском и Хабаровском крае бензин продается по 43,5-47 руб. за литр (около 59-64 тыс. руб. за 1 т).