В распоряжении «Ведомостей» оказалось письмо Сечина первому вице-премьеру Игорю Шувалову с предложениями по Основным направлениям налоговой политики на 2015-2017 гг. (ОННП). Он критикует многие налоговые инициативы — от маневра в нефтяной отрасли до антиофшорных законопроектов. Письмо отправлено в конце июня, ОННП правительство одобрило 1 июля. Представители секретариата Шувалова, Минфина и «Роснефти» отказались от комментариев. Федеральный чиновник и сотрудник Белого дома подтвердили факт получения письма и его содержание.

От нефтегазового сектора государство получает около трети налоговых доходов, нагрузка на него втрое выше, чем на другие секторы, констатирует Минфин в ОННП. На налоги уходит более 55% выручки нефтяных компаний, это чрезмерно, пишет Сечин и предлагает снизить нагрузку до 45%. Бюджет только выиграет, убеждает Сечин: доходы можно увеличить за счет мультипликативного эффекта — компании начнут больше инвестировать, увеличат добычу и платежи в бюджет.

Нагрузку в сырьевом секторе он предлагает выровнять: в 2013 г. у «Роснефти» она составила 58,4% выручки, у «Газпрома» — 31,7%, у «Новатэка» — 29,6%. Нагрузка на другие секторы несопоставимо ниже: например, у «Алросы» — 19,1%, у «Норникеля» — 16,5%, у «Северстали» — 4%, у «Ростелекома» и «Вымпелкома» — 4,9%.

Другое его концептуальное предложение — обеспечить налоговую стабильность. Это проблема всей налоговой системы, пишет Сечин: за пять лет было принято 150 законов с поправками в Налоговый кодекс. В письме приводятся два примера — повышение акцизов на бензин и налоговый маневр (снижение пошлин на нефть и повышение НДПИ).

Реформа уже лишила компанию 8 млрд руб. в первом полугодии, следует из презентации «Роснефти» к отчетности по МСФО.

Сейчас Минфин готовит еще более радикальный маневр: за три года пошлина снизится более чем в 4 раза и резко вырастет НДПИ.

 Борьба с Минфином 

С помощью маневра Минфин планирует решить две задачи: снизить убытки от создания единого нефтегазового рынка стран Таможенного союза и компенсировать потери бюджета из-за возможного отказа от запланированного повышения пошлин на мазут до 100% от нефтяной с 2015 г.

Маневр — менее болезненный вариант для компаний, следует из презентации Минэнерго. Реформа снизит чистую прибыль компаний по сравнению с 2014 г., но в среднем не более чем на 3-5% и только в первый год, утверждает чиновник Минфина.

В июне Минфин и Минэнерго уже пошли на уступки нефтяникам, скорректировав параметры маневра: маржа НПЗ падает не так сильно, как планировалось ранее, — не до $20 за тонну с $55, а до $30, зато бюджет недополучит 54 млрд руб. за 2015-2017 гг. (в 2015 г. потери — почти 200 млрд руб., потом — доходы).

Письмо Сечина было отправлено уже после того, как министерства представили новый вариант. А на прошлой неделе на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича топ-менеджеры «Роснефти» выступили против последней версии реформы, предлагая вернуться к более раннему варианту Минэнерго - нефтяные пошлины и НДПИ меняются незначительно, пошлины на мазут растут поэтапно, рассказали два федеральных чиновника. Представитель Дворковича подтвердил, что пока «Роснефть» не согласовала маневр.

 Программа Сечина 

Для нефтяной отрасли Сечин предлагает перейти от «отдельных несистемных» льгот для месторождений к налогу на финансовый результат. Рисков для бюджета не будет, если на первом этапе применять налог к ограниченному числу новых месторождений, уверен он. Поручение проработать возможность такого эксперимента включено в протокол по итогам президентской комиссии по ТЭКу.

Сечин требует и льгот. В ОННП предполагается разработка закона о льготах для нефтедобычи на полуострове Ямал и в Ненецком автономном округе (НАО), но ничего не говорится о параметрах льгот для Восточной Сибири. Также его не устраивает, что частный «Новатэк» получит согласно ОННП льготы (нулевая ставка НДПИ при добыче в ЯНАО природного газа, используемого для производства СПГ), а у государственной «Роснефти» нет подобных льгот для проектов производства СПГ на Сахалине и в НАО. Сечин предлагает предоставить льготы и «Роснефти».

Все нефтяные компании, опрошенные «Ведомостями», отказались комментировать инициативы «Роснефти». Их можно обсуждать, но, чтобы принять решение по тем же льготам, должны быть представлены расчеты и конкретные бизнес-модели, подчеркивают чиновники, близкие к Минфину и к Минэнерго.

 Защитник бизнеса

 Всегда есть шанс, что даже самые смелые идеи Сечина будут поддержаны, говорит федеральный чиновник: «[Он] входит в ближний круг и имеет прямой доступ к президенту». С «Роснефтью» очень сложно договариваться, продолжает он: компания жалуется, что реформа плохо отразится на добыче, но не может объяснить почему и редко приводит расчеты. Президент всегда взвешивает аргументы: если Минфин и Минэнерго представят единые адекватные расчеты, а другая сторона — лишь пожелания, он поддержит правительство, уверен другой чиновник, участвовавший в переговорах с Сечиным.