Стоимость дизтоплива на бирже достигла исторического максимума, подобравшись к 53 тыс. руб. за тонну, на фоне увеличения цен в Европе. Владельцы АЗС опасаются убытков, а ритейлеры — удорожания логистики. Регуляторы считают ситуацию стабильной, а в случае «больших потребностей» в РФ обещают снять объемы с экспорта. По данным “Ъ”, пока правительство готово увеличить норматив биржевых продаж дизтоплива. Но эксперты не исключают, что уже в этом году может потребоваться корректировка демпфера по дизтопливу.

С начала мая биржевые цены на топливо на СПбМТСБ выросли на 5%, до 52,6 тыс. руб. за тонну. Это является максимумом за всю историю торгов. Привлекательность экспорта дизтоплива повысилась вследствие роста котировок в Северо-Западной Европе до максимальных значений с начала 2020 года, отмечает редактор издания «Argus Моторное топливо России» международного ценового агентства Argus Дмитрий Гончаренко. Он также связывает рост цен с недостаточным предложением топлива из-за проведения ремонтов на НПЗ в Астрахани, Ачинске, Антипино и Самаре. Кроме того, в конце июня запланирован ремонт и на НПЗ «Танеко» в Нижнекамске.

По словам вице-президента Российского топливного союза Рината Фаттахова, он намерен поднять вопрос о рост цен на дизтопливо 16 июня на биржевом комитете ФАС. Хотя премия внутреннего рынка сейчас составляет примерно 2,5 тыс. руб. за тонну относительно экспорта, товара не хватает из-за увеличения потребления, а экспорт нефтяных компаний находится на высоком уровне, отмечает он. По словам господина Фаттахова, для стабилизации цен надо увеличить норматив биржевых продаж примерно в 1,5 раза либо вернуться к теме изменения демпфера.

Подорожание дизтоплива потенциально может привести к росту стоимости товаров, опасаются участники рынка ритейла. Директор по логистике Decathlon в РФ Александр Шульц сообщил, что несколько их подрядчиков уже вынуждены повышать тарифы на перевозки. «Пока сложно сказать, как подорожает товар, так как неясно, насколько вырастет цена на дизтопливо»,— говорит он. Рост цен на дизтопливо неизбежно приведет к росту стоимости перевозок, уверены в Wildberries.

Правительство уже обсуждало корректировку демпфера по дизтопливу в этом году, но в итоге механизм был скорректирован только по бензину.

По словам источников, знакомых с ситуацией, вице-премьер Александр Новак готов повысить нормативы обязательных биржевых продаж по дизтопливу и бензину на 1 процентный пункт — до 8,5% и 12% от производства. «Резкие шаги сейчас ни к чему, надо посмотреть, как отреагирует рынок»,— поясняет один из собеседников. В Минфине же лишь напомнили, что рассматриваемый Госдумой законопроект уже предусматривает изменения механизма по дизтопливу с 2022 года.

Рынок дизтоплива стабилен, но остается подверженным изменению цен на нефть и экспортных цен на рынках Европы и АТР, а также росту спроса на фоне отпускного периода и ограничений по авиасообщению, заявили в Минэнерго. В июне отгрузки дизтоплива в РФ в среднем на 4% выше, чем в 2019 году,— 108,5 тыс. тонн в сутки, производство же вдвое выше потребления, отметили в Минэнерго, при этом основным потребителем дизтоплива в РФ продолжает оставаться коммерческий сектор, а не розница, где нехватка топлива исключена. При больших потребностях в дизтопливе правительство имеет механизмы перенаправления экспортных объемов для удовлетворения внутреннего спроса, предупредили в Минэнерго. 

Правительство прорабатывает дополнительные меры по стабилизации цен на нефтепродукты, также планируется провести совещание с нефтяными компаниями, сообщили в службе.

Вопрос корректировки демпфера может подняться в конце июня—начале июля, считает глава «Петромаркета» Иван Хомутов. «На европейском рынке заметно вырастут цены на дизтопливо, что стимулирует их рост на оптовом рынке РФ»,— говорит он. На 11 июня средняя чистая маржа торговли дизтопливом на АЗС уже находится на нуле и станет отрицательной при дальнейшем росте цены, «это создаст серьезные проблемы для АЗС, которые сейчас торгуют в убыток бензином», добавил он.