Если Россия не хочет подорвать свой газовый экспорт, Москве, похоже, придется идти на поклон к Киеву. Раньше власти РФ мечтали обнулить газовый транзит через Украину, затем передумали. По экспертным оценкам, без транзита через Украину России будет очень непросто сохранить приемлемый объем экспорта. Не помогут даже новые проекты. Транзит с учетом разных сценариев должен составлять от 20 до 40 млрд куб. м в год. Похоже, в таких условиях киевские власти могут запросить от России любую цену. Если же Москва решит наказать Украину, обнулив транзит, тогда «Газпрому» придется сократить экспорт на 30%: примерно с 200 до 140 млрд куб. м в год.

Через несколько недель, 21 января, в Брюсселе ожидаются трехсторонние переговоры по газу в формате Россия–Евросоюз–Украина. Об этом заявил в среду замглавы Еврокомиссии по делам энергосоюза Марош Шефчович. По его словам, это будет «второй раунд политических трехсторонних переговоров по долгосрочному транзиту газа в Европу».

Как при этом заявил ранее постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, перспективы украинского транзита после завершения контракта с Россией 31 декабря 2019 года станут главной темой трехсторонних министерских переговоров по газу. Чижов сообщил, что Еврокомиссию на этой встрече будет представлять Марош Шефчович, а Россию – министр энергетики Александр Новак.

«Транзит после 2019 года… Мы опираемся на нормы европейского права и интересы Украины, выходя на переговоры с «Газпромом» по дальнейшему транзиту исключительно в трехстороннем формате с участием Европейской комиссии», – пояснил на своей странице в сети Facebook глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев.

Правда, по словам Чижова, значение этих переговоров несколько ослабляет тот факт, что в Украине в начале весны ожидаются президентские выборы, а в Евросоюзе общеевропейские выборы состоятся в мае 2019-го, после чего осенью сменится нынешний состав Еврокомиссии, а также руководство всех остальных европейских институтов. 

Предыдущие трехсторонние переговоры прошли в июле. Планировалось, что следующая встреча состоится в октябре 2018-го, но с тех пор она не раз откладывалась.

Контракты на поставку и транзит российского газа через Украину истекают в конце 2019 года. Вопрос сохранения транзита после 2019 года обсуждается в том числе в контексте строительства газопровода «Северный поток – 2», который пойдет в обход транзитных государств, напоминают информагентства. В начале января этого года глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил в телеэфире о перспективах «Северного потока – 2» (СП-2) следующее: «Мы работаем по планам, которые с самого начала были утверждены. 

План начала поставок газа – 1 января 2020 года». Другими словами, этому проекту не угрожает противодействие со стороны США, считают в «Газпроме».

Компания Nord Stream 2 AG построила более 400 км СП-2, сообщил ее представитель Йенс Мюллер. Между тем, как сообщила накануне немецкая газета Handelsblatt, США могут ввести санкции против двух европейских строительных компаний, которые занимаются укладкой труб для газопровода СП-2.

«2019 год будет переломным для газовой отрасли Украины, – прогнозируют в Центре развития Высшей школы экономики (ВШЭ). – Мировое сообщество разделилось на два лагеря по поводу нового газопровода (СП-2. – «НГ»): Германия выступает «за», а США – активно «против». 

Нет единодушия и в самой Европе. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что проект СП-2 представляет собой пример непоследовательности Брюсселя. По его словам, несколько лет назад Еврокомиссия заблокировала «Южный поток». «А теперь в контексте СП-2 все те же аргументы были восприняты положительно», – цитирует Моравецкого Интерфакс.

Но даже успешное завершение новых экспортных проектов не поможет России снять зависимость от транзита через Украину.

«До завершения действующего транзитного контракта «Газпрома» и «Нафтогаза» остается ровно год. К этому моменту «Газпром» не успевает достроить все обходные газопроводы: с 2020 года гарантированно заработает только одна нитка «Турецкого потока» (для турецкого рынка). «Северный поток – 2», вероятно, будет запущен несколько позже», – полагают директор Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Татьяна Митрова и аналитик по нефтегазовому сектору центра Александр Собко.

«Все это делает необходимым подписание нового транзитного договора с Украиной, – предупреждают аналитики. – «Газпром» заинтересован в новых кратко- или среднесрочных договоренностях. В свою очередь, «Нафтогаз» заинтересован в новом долгосрочном контракте». Перед тремя сторонами переговорного процесса – Россией, Украиной и Евросоюзом – стоит сложнейшая задача в течение года согласовать параметры нового соглашения.

Украинский канал экспорта российского газа на европейский рынок по-прежнему играет важную роль. «Даже сейчас, после строительства новых обходных газопроводов («Ямал–Европа», «Северный поток», «Голубой поток»), транзит через Украину составляет около 40% от общего объема поставок», – сообщают эксперты «Сколкова». По их оценкам, в 2018-м объем транзита РФ через Украину составлял около 87 млрд куб. м.

Как напоминают в «Сколкове», «существуют два направления украинского транзита – западный и южный»: «Они не пересекаются друг с другом, поэтому в анализе замещения украинского транзита новыми газопроводами необходимо рассматривать каждое направление отдельно. На некоторых направлениях «дотянуться» новыми трубами до конечных потребителей в 2020–2021 годах может оказаться непросто, что и сохраняет интерес России к украинскому газотранспортному коридору».

По расчетам Митровой и Собко, при наиболее вероятном развитии событий предполагается, что за период до конца 2020 года «будут построены и запущены газопроводы «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м и первая нитка «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб. м».

«Эти два маршрута дадут в сумме 70,75 млрд куб. м газотранспортных мощностей. Таким образом, при допущении того, что объем экспорта газа сохранится на текущих уровнях, загрузка новых труб окажется в рамках проектной мощности, а остальных труб – как в 2018-м, тогда на украинский коридор придется около 16 млрд куб. м транзита, из них до 3 млрд куб. м транзита в Молдову», – поясняют эксперты. 

И это самые скромные оценки. Кроме того, по уточнению экспертов, «остаются еще фактор неравномерности поставок, а также необходимость хоть какого-то запаса прочности». И тогда «те самые 40 млрд куб. м ежегодного транзита, о которых говорит украинская сторона как о необходимом минимуме, выглядят как объем, который вполне может стать отправной точкой для трехсторонних переговоров», считают в «Сколкове».

Судя по экспертным оценкам, если Москва все же решит наказать Украину, обнулив транзит, тогда «Газпрому» придется смириться со снижением объемов экспорта с текущих около 200 до 143 млрд куб. м в год, то есть примерно на 30%.

Как замечает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский, «возможность иметь надежный транзит через Украину хотя бы в небольших объемах необходима Евросоюзу». «Это политико-экономический момент, который лоббируется Брюсселем, поэтому даже если Россия захочет отказаться от транзита, ей не дадут просто так это сделать», – пояснил эксперт.

Директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский напоминает о прогнозах, согласно которым потребности стран Евросоюза в газе к 2024 году вырастут в 1,5–1,7 раза. В условиях ограниченного предложения на фоне обнуления транзита цены на газ могут вырасти на 25–30%, добавляет эксперт. «Очевидно, что остановка транзита российского газа через Украину сейчас не может рассматриваться Евросоюзом как основной вариант», – говорит Жарский.

Некоторые эксперты расставляют акценты иначе. «Максимальный транзит через Украину составит 10–15 млрд куб. м газа. Этот объем не является критичным, – говорит замдиректора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева. – Подача информации в таком свете, что Россия будет договариваться и ей это очень нужно, некорректна. Россия обещала сохранить транзит в небольшом объеме после завершения строительства «Турецкого потока» и СП-2, вот об этом, вероятно, и пойдет речь».

Настроения «Газпрома» и властей РФ кардинально переменились всего за несколько лет. В 2015-м зампредправления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что «после окончания транзитного контракта с Украиной ни продления, ни заключения нового контракта не будет ни при каких обстоятельствах». В прошлом году Алексей Миллер уточнил: «Мы никогда не ставили вопрос об отказе от украинского транзита... Определенный транзит вполне может сохраниться в объеме 10–15 млрд куб. м в год, но украинская сторона должна обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит». 

«Нафтогаз» уже начал воздействовать на «Газпром». Пока в ход идут как будто «пряники». «Нафтогаз» заявил о готовности обсуждать отказ от транзитного иска к «Газпрому» на сумму более 12 млрд долл. в привязке к заключению нового долгосрочного контракта по транзиту. «Если вы строите обходные маршруты, то... компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам, то... мы готовы от иска отказаться или пересмотреть его», – заявил в среду глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.